Саудовское месторождение свидетельствует о конце эпохи легкой нефти
В будущем году, если все пойдет по плану, Саудовская Аравия начнет добычу на крупнейшем в мире нефтяном месторождении, которое вступит в строй в период с конца 1970-х годов.
В результате запуска комплекса Хураис (Khurais), по площади равного половине штата Коннектикут, поставки нефти на мировой рынок, как ожидается, увеличатся на 1,2 млн. баррелей в день. В условиях растущего спроса и небольшого числа открытий новых крупных месторождении цены на нефть выросли до рекордных значений.
Но проект иллюстрирует и мрачную сторону. Даже в Саудовской Аравии, где находится более четверти известных мировых извлекаемых запасов, эпоха дешевой и легко добываемой нефти кончилась.
Чтобы освоить Хураис, компании Saudi Arabian Oil Co., больше известной как Aramco, пришлось начать самый масштабный проект в своей истории. Она тратит до $15 млрд. на разветвленную сеть труб, оборудование для обработки пластов, глубокие горизонтальные скважины и системы нагнетания воды, которые она называет одним из крупнейших промышленных проектов, осуществляемых сегодня в мире.
Кроме того, осуществляя этот проект, Aramco распечатывает один из своих последних крупных резервуаров нефти. После Хураиса у Саудовской Аравии останется лишь одно неосвоенное гигантское месторождение — еще менее доступное месторождение Манифа (Manifa field) на шельфе Персидского залива. Помимо них, резервы королевства в основном находятся на старых или мелких месторождениях.
«Хураис и Манифа это два последних гиганта в Саудовской Аравии, — цитирует Wall Street Journal Садада аль Хусейни (Sadad al-Husseini), бывшего вице-президентa Aramco по нефтеразведке. — Конечно, мы откроем десятки других месторождений, меньшего размера, но после этих двух мы будем ловить все более мелкую рыбу».
Проект Хураис стоит в центре отчаянных попыток Саудовской Аравии идти в ногу с естественным спадом уровня добычи на месторождениях, при этом сохраняя статус единственного в мире нефтяного спасательного круга. Чтобы добиться этого, Aramco пытается нарастить свои совокупные добывающие мощности до 12,5 млн. баррелей в день по сравнению с нынешними 11 млн.
Несколько лет назад саудовские чиновники говорили, что при необходимости могут довести добычу до 15 млн. баррелей в день и удерживать ее на этом уровне десятилетиями. Но в последнее время они дают понять, что остановятся на уровне, близком к 12,5 млн. баррелей. В прошедшее выходные саудовский министр нефтедобывающей промышленности Али Наими (Ali Naimi) заявил лондонскому отраслевому изданию Petroleum Argus, что, по оценкам Саудовской Аравии, поставки альтернативного топлива и мировой спрос показывают, что до 2020 года миру не понадобится больше саудовской нефти.
Однако Саудовскую Аравию призывают увеличить добычу, в то время как мир пытается справиться с ростом спроса на нефть, а Международное энергетическое агентство (International Energy Agency) прогнозирует, что к 2015 году спрос достигнет 99 млн. баррелей в день по сравнению с 87 млн. баррелей сегодня. В Мексике, Венесуэле, Северном море и России добыча падает или остается неизменной, и все ждут, что Саудовская Аравия восполнит дефицит, несмотря на резкое увеличение спроса в самом королевстве.
Аналитики, выражающие беспокойство по поводу будущих поставок, давно сосредоточили внимание на гигантском саудовском месторождении Гавар (Ghawar), по производительности значительно превосходящее все месторождения мира. С момента его открытия в 1948 году Гавар дает значительную часть саудовской нефти. Благодаря интенсивному бурению и нагнетанию большого количества воды для увеличения подземного давления, Гавар до сих пор приносит более 5 млн. баррелей в день, чуть больше половины саудовской добычи и почти 6% мировых объемов производства.
Однако для скептиков месторождение Хураис проверкой здоровья мировой нефтедобывающей отрасли. В кругах нефтяников и отраслевых аналитиков многие сомневаются, что Саудовская Аравия сумеет преодолеть множество геологических и экономических проблем и вывести Хураис на четвертое место по производительности в мире после Гавар и месторождений в Кувейте и Мексике.
Геологи Aramco открыли месторождение, расположенное примерно в 60 милях к западу от Гавар, в 1957 году. В 1959 году Aramco короткое время вела добычу на Хураис, а затем заморозила его. Добыча возобновилась, когда нефтяные цены взлетели в конце 1970-х годов, в 1981 году месторождение достигло своего пика — примерно 150 тысяч баррелей в день, а затем Aramco вновь его закрыла.
Первоначально в Саудовской Аравии надеялись, что Хураис окажется еще одним Гавар. Однако годы оценок показали, что это не так. На месторождении очень низкое подземное давление, выталкивающее нефть наружу, а нефтеносные пласты залегают глубоко, и добраться до них труднее, чем на Гавар. Единственным способом реанимировать Хураис и получать на нем значительные объемы нефти является нагнетание больших количеств морской воды. Нагнетание газа исключается, поскольку в Саудовской Аравии постоянно растет спрос на газ для производства электроэнергии.
Необходимость нагнетать воду породила ряд трудностей. Комплекс Хураис с двумя месторождениями-сателлитами, Абу Джифан (Abu Jifan) и Мазалиж (Mazalij), находящимися южнее, расположен далеко от главной нефтяной инфраструктуры. Поэтому необходимо проложить мили труб, по которым на месторождение пойдет опресненная вода из Персидского залива, расположенного примерно в 120 милях к востоку.
Массированное нагнетание воды потребует от Aramco окружить комплекс более чем 100 водяными скважинами. Компании придется разобраться со сложной геологией всей площади месторождения, не только чтобы знать, где бурить, но и чтобы не залить водой нефтяные скважины.
На протяжении 20 месяцев сейсмологи Aramco сделали 2,8 млн. трехмерных изображений подземных пластов месторождения, отчасти для того, чтобы найти в породе трещины, которые впоследствии могут создать проблемы. Это была самая масштабная программа подземного картографирования в истории Aramco. На основе этих данных компания строила компьютерные модели, проверяя, как месторождение отреагирует на нагнетание воды.
Но и все эти премудрости лишь подчеркивают проблемы месторождения. Чтобы справиться с низким подземным давлением на Хураис, Aramco планирует нагнетать в его подземные структуры 2,4 млн. баррелей воды в день, то есть около двух баррелей воды на каждый баррель нефти, который она надеется добывать. На месторождении Гавар в 1960-е годы нагнетали ограниченное количество воды, а на большие объемы Aramco перешла лишь в конце 1970-х.
Для сомнений в том, что на Хураис все пойдет по плану, достаточно оснований. В последнее время Aramco постоянно сталкивается с ростом затрат и отставаниями от графика. В 1990-е годы увеличение добывающих мощностей на один баррель в день обходилось Aramco примерно в $4000. Огромный проект Шайбах (Shaybah), завершенный в 1997 году, потребовал от Aramco строительства дорог и прокладки труб. Это обошлось примерно в $2 млрд. и увеличило добычу на 500 тысяч баррелей в день.
Сегодня, по оценкам экспертов, увеличение мощностей на один баррель в день стоит компании около $16 тысяч. Несколько крупных проектов Aramco не укладываются в графики из-за нехватки стали и рабочей силы. Проект Хурсания (Khursaniyah) должен был увеличить добычу на 500 тысяч баррелей в день к концу прошлого года, но теперь саудовские чиновники говорят, что это произойдет не раньше конца нынешнего года.
Есть сомнения и в том, что на Хураис действительно удастся добывать 1,2 млн. баррелей в день. Впрочем, бывший начальник нефтеразведки Aramco Хусейни завил, что компания сможет добывать такое количество нефти, хотя бы короткое время. «Вопрос в том, — сказал он Wall Street Journal, — сколько времени можно удерживать добычу на таком уровне и какой ценой». Об этом пишет k2kapital.
Нефтепродукты на eOil.ru