«Саудовская Аравия выдавливает Россию из Китая»
Крупнейший экспортер нефти укрепляет отношения со второй по величине экономикой мира. Тем самым Саудовская Аравия вытесняет Россию с китайского рынка, пишет йеменское издание Mosnad.com.
В ходе недавней «азиатской поездки» короля Сальмана ибн Абдул-Азиза Аль Сауда Эр-Рияд и Пекин договорились об увеличении поставок нефти в КНР в ближайшие годы. Об этом стало известно из «Совместного заявления» КСА и Китая, которое было опубликовано 18 марта в присутствии саудовского монарха и председателя КНР Си Цзиньпина.
В заявлении говорится, что стороны обязуются «повысить уровень сотрудничества в сфере энергоносителей, включая поставки саудовской нефти на растущий китайский рынок» и понимают важность сохранения стабильности мировых нефтяных рынков для глобальной экономики. Китай с удовлетворением отмечает, что Саудовская Аравия является одним из самых надежных мировых поставщиков нефти и играет важнейшую роль в обеспечении стабильности мирового рынка нефти.
Как подчеркивает Mosnad.com, Эр-Рияд стремится восстановить свою долю в Китае, после того как в прошлом году его присутствие на рынке уменьшилось в пользу России. Таким образом Саудовская Аравия возвращает свое лидирующее положение в Китае, втором по величине в мире потребителе нефти, работая с тремя крупнейшими китайскими компаниями. Известно, что в первый день своего визита король Сальман подписал 14 соглашений с Пекином на сумму до 65 млрд долларов.
Напомним, что в ноябре прошлого года в Вене на заседании ОПЕК члены картеля приняли решение о сокращении объемов добычи нефти. В начале марта агентство Reuters со ссылкой на свои источники сообщило, что представители КСА заявили представителям американских компаний, что Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) не будет продлевать договор о сокращении нефтедобычи, чтобы избежать развития сланцевой отрасли в США.
Также Эр-Рияд выдвигал в отношении Москвы обвинения в недостаточном сокращении добычи. Так, министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих 8 марта заявил, что участники договоренностей ОПЕК «используют» тот факт, что Эр-Рияд превышает свои обязательства. Так, согласно официальной статистике, Россия в 2016 году нарастила свой нефтяной экспорт и обогнала Саудовскую Аравию по объему добытого топлива. По данным Росстата, в январе 2017 года РФ произвела на 8,22% больше нефти, чем ближневосточное государство: в первом месяце текущего года нефтедобыча РФ составила 10,764 млн баррелей в сутки, Саудовской Аравии — 9,946 млн баррелей.
В 2016 году издание Wall Street Journal также отмечало, что Саудовская Аравия пытается вытеснить российскую нефть из Китая, в том числе за счет стоимости нефти для азиатских покупателей в зависимости от сорта.
Может ли действительно Эр-Рияд потеснить Москву на китайском рынке энергоресурсов?
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что речь идет об обычном соперничестве между странами за рынок сбыта, которая идет уже не первый год.
— Это нормальная рыночная конкуренция, в ходе которой одна сторона пытается вытеснить другую, предлагая более выгодные условия по поставке нефти соответствующего качества. Рынок нефти глобален, конечно, здесь сказывается политический фактор, но в данном случае речь идет о чистой конкуренции. Весной 2016 году Россия действительно стала крупнейшим экспортером нефти в Китай, потеснив с позиции лидера — Саудовскую Аравию, причем не только за счет контрактов с госкомпаниями, но и за счет продажи нефти мелким независимым нефтеперерабатывающим заводам.
В прошлом году Китай увеличил импорт нефти на 13,6% — до 381 млн тонн. По мнению зампредседателя Ученого совета Института Дальнего Востока РАН, главы Центра социально-экономических исследований Китая Андрея Островского, Саудовская Аравия вполне может увеличит производство нефти для китайского рынка, проигнорировав сделку ОПЕК
— Когда страны-члены ОПЕК приняли долгожданное решение о сокращении добычи нефти в сутки, то выяснилось, что Эр-Рияд не может конкурировать с Москвой, поскольку, во-первых, цена саудовской нефти дороже из-за перевозок — транзита. Во-вторых, в рамках контрактных договоренностей «Роснефти» и China National Petroleum Corporation (CNPC) были увеличены поставки нефти — из-за снижения цены на энергоресурсы. Саудовская Аравия в условиях установленной квоты на добычу нефти и дорогостоящей транспортировки могла в лучшем случае обеспечить прежний уровень поставок, а Китаю нефти нужно все больше и больше. В КНР обострилась экологическая проблема, поскольку в 2016 году доля угля в общей структуре энергопотребления Китая составила 64%. Таким образом, Пекин заинтересован в увеличении поставок нефти. Поэтому не исключаю, что недавний визит короля Сальмана в Китай может быть связан с договоренностями, при которых Эр-Рияд может проигнорировать квоты ОПЕК.
Однако ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков полагает, что, возможно, Саудовская Аравия перестраховывается на случай, если в июне на заседании стран-членов ОПЕК будет принято решение разорвать сделку.
— В Саудовской Аравии хорошо понимают цепочку: страны-члены ОПЕК и Россия снижают добычу нефти, это приводит к повышению цен, а, соответственно, американцы в рамках сланцевого проекта начинают наращивать объемы производства и компенсировать снижение добычи ОПЕК. Получается, что КСА в рамках договорённостей не просто снижает свою долю на рынке, но, по сути, уступает на нем позиции. С одной стороны, выгодно продавать меньше, но за большие деньги, но с другой — если американцы будут дальше набирать объемы производства, то, как я уже сказал, падают не только цены на нефть, но есть риск потерять долю на рынке, которую потом будет крайне сложно вернуть. Так что, скорее всего, саудиты прощупывают почву на будущее — если летом не будет продлен договор о сокращении нефтедобычи.
«СП»: — СМИ сообщили, что окончательное решение о продлении договоренностей ОПЕК по сокращению добычи будет зависеть от Саудовской Аравии, однако исключать такой возможности нельзя.
— Если в июне, когда стороны будут подводить итоги программы по сокращению объемов производства, окажется, что цена на нефть упала ниже 50 долларов за баррель, то возникнет резонный вопрос — какой был смысл в программе? В таком случае никто не будет продлевать соглашение, а значит, все резко начнут добывать нефть по максимуму и пытаться продать ее. То есть начнется борьба за место на рынке, а у КСА на такой случай уже будет «план Б» — предварительные договоренности с Китаем об увеличении объемов поставок. Но, повторюсь, сейчас вряд ли саудиты начнут выполнять какие-то договоренности с Китаем без оглядки на ОПЕК. Для них главное — высокая цена на нефть.
«СП»: — Насколько можно нарастить объем поставок саудовской нефти в Китай?
— Думаю, что на самом деле ненамного. У Пекина довольно сбалансированный портфель заказов, и он явно не будет переходить к одному поставщику. Наоборот — Китай грамотно диверсифицирует источники поставки — из России, Средней Азии, КСА и даже Ирана. Китай вряд ли сможет предложить такие выгодные условия, чтобы Эр-Рияд все бросил, начал добывать нефть по максиму и спровоцировал падение цены ниже 40 долларов за баррель. Ставки не настолько велики, чтобы саудиты ради каких-то гигантских объемов начали задарма отдавать свою нефть. Нет, для них главное — цена, а рынки сбыта — это уже производная от стоимости.