Саратовская «Юкола-нефть» хочет научить всю страну, как пройти квест «Отвод земли»
Компания имеет государственную лицензию, но не может получить гарантированный доступ к участку земли, на изучение недр под которым уже давно имеет все законные права.
Договорное начало
В своем пресс-релизе компания сообщила, что с прошлого года пытается добиться гарантированного доступа к конкретной части территории в пределах Западно-Иргизского лицензионного участка. В октябре 2015 года в пределах этого участка «Юкола-нефть» открыла Иверское месторождение нефти. За аренду земли, которая является предметом судебного разбирательства, нефтяники уже заплатили землевладельцу – фермеру, причём, столько, сколько он запросил. Затем компания построила на этом месте поисково-оценочную скважину, а всего таких скважин по проекту надо пробурить ещё семь.
Однако договор больше чем на 11 месяцев фермер заключать не желает, дабы не регистрировать в госорганах, и нефтедобытчики рискуют столкнуться со все растущими аппетитами землевладельца. В такой ситуации, как считает компания, инструмент изъятия земельного участка для нужд недропользования, по аналогии с государственными нуждами, помог бы умерить аппетиты землевладельцев с необоснованно завышенными финансовыми запросами.
Любая нефтяная компания попадает сегодня в двойственную ситуацию: недра в России находятся в госсобственности, а вот земля над ними может иметь разных владельцев. Право на пользование недрами компании получают от государства за солидные деньги, через процедуру аукциона или конкурса, но реализовать свое право нефтяники не могут до тех пор, пока не договорятся с собственниками земли над этими недрами. А те, бывает, выставляют заоблачные цены. А если случается, что земля находится в паевом владении, то недропользователь должен договариваться с многочисленными пайщиками.
На федеральном уровне нет какой-либо «методички» по расчету стоимости земли и её аренды, которую можно было бы использовать в качестве отправной базы во время переговоров с собственниками земли. Процесс может затягиваться на месяцы, а то и годы, что может привести к срыву лицензионных обязательств.
Право есть, механизма нет
В прошлом году вступили в силу поправки в Земельный кодекс, приравнявшие землеотвод под недропользование к землеотводу на государственные нужды, но до сих пор нет чёткой, пошагово прописанной процедуры и правоприменительной практики.
Вот и «Юкола-нефть» оказалась в бумажном лабиринте. Минэкономразвития России разработало специальную форму ходатайства о землеотводе под нужды недропользования, утвердило её соответствующим приказом, вступившим в силу в августе 2015 года. А в сентябре нефтедобытчик направил соответствующее ходатайство в территориальное подразделение Роснедр («Приволжскнедра»), но получил оттуда отрицательный ответ — на том основании, что вопросы землеотвода, пусть даже и под нужды недропользования, были на тот момент вне сферы компетенции Роснедр.
После этого компания «ЮКОЛА-нефть» направила ходатайство в правительство Саратовской области, но и оттуда ответ был отрицательный — с формулировкой, что схема расположения востребованного земельного участка, прилагаемая к ходатайству о землеотводе, не была оформлена надлежащим образом.
Замгенерального директора «Юкола-нефти» по правовым вопросам Фёдор Хорошев считает, что истинная причина в том, что пока просто нет ещё опыта разрешения подобных коллизий.
Испытано на себе
На суд 31 марта явились все заинтересованные стороны: представители правительства и облкомитета по управлению имуществом, а также министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области. И если первые две структуры снова сослались на неправильную, по их мнению, схему в ходатайстве о землеотводе, то у минприроды считает, что этот вопрос вообще федерального уровня, так как нефтегазовые месторождения в федеральном ведении. Следующее заседание состоится 6 апреля.
«Юкола-нефть» считает, что, решая свою ситуацию с землёй через суд, фактически действует в интересах всей отрасли, нарабатывая практику решения проблемы, от которой страдает не только бизнес, но и само государство.
Экс-министр промышленности и энергетики Саратовской области Сергей Лисовский отмечает, что доступ компаний к недрам, на разработку которых бизнес имеет законные лицензии и права, — вопрос действительно сложный.
— Несколько лет назад усилиями всего областного правительства решался вопрос доступа к недрам такой крупной компании, как «Саратовнефтегаз» у которой возникла коллизия с перелюбским фермером, пожелавшим получить какую-то космическую арендную плату. С одной стороны не урегулирован на уровне государства вопрос ценообразования в таких случаях, но с другой уже есть сдвиги в правовом механизме отвода земли для нужд недропользования. Поэтому начало правового регулирования все же положено, и у судов есть надежный ориентир.