Самый надежный рынок «Газпрома» дождался масштабных инвестиций
Уникальный 2020 год заново раскрыл ценность вещей, которые казались привычными. В газовой отрасли он подчеркнул важность второго на планете по объему рынка — рынка газа Российской Федерации. И решение о развитии этого наиболее устойчивого и защищенного в направлениях поставок «Газпрома», завершения технически возможной сетевой газификации страны через 10 лет — является, возможно, не только социальным бременем, но и самым что ни на есть экономически обоснованным проектом развития российской газовой отрасли.
Что имеем
В клише газовой отрасли было принято считать, что поставки природного газа на внутренний рынок — это малорентабельная обязанность газовой корпорации. Да и политики еще не разучились повторять, что низкие (не всегда по сравнению с мировыми — ИФ) цены на газ являются естественными преимуществом страны.
Однако в грозовом 2020 году этот рынок отличился стабильностью — выручка от поставок газа в РФ снижалась менее чем на 10%. И, как сообщают в «Газпроме», промышленный спрос в 2020 году практически не пострадал. А регулируемые внутренние цены (их уже перестали называть заниженными) оказались выше европейских, которые почти два летних квартала приносили «Газпрому» убытки — вся выручка шла на транспортные расходы.
Год заканчивается дружным ренессансом цен в мире и Европе и, но спотовые цены в Европе и в доковидном 2019 году уже ныряли ниже $100 за тысячу кубометров (экспертно оцениваемой цены безубыточности поставок российского газа в Европу), и наверняка будут нырять еще и еще.
Ведь конкуренция на глобальном и европейском рынке только растет — набирает силу экспорт из Азербайджана, на очереди новые открытия в Средиземноморье, строятся новые терминалы по приему СПГ. А выход на рынок каждого нового крупного СПГ-производства (это уже можно считать аксиомой) всегда обрушивает цены на рынке.
Что ждет
Другой, еще более серьезный — политический вызов приготовили газовикам европейские чиновники. Европа к 2050 году намерена отказаться от импорта ископаемого топлива. И даже если конвертировать экспортируемый метан в водород — нет уверенности, что он подойдет европейским климатическим таможенникам по «цвету». Водород, произведенный из метана — «синий», а не «зеленый» (получаемый из биометана или при электролизе с энергией от ВИЭ).
С такими настоящим и будущим обращение к внутреннему потребителю выглядит не благотворительностью, не социальным проектом, а серьезным укреплением рыночных позиций корпорации.
На фоне объявленного в мире перехода к безуглеродной энергетике в руководстве российского ТЭК звучат призывы как можно быстрее монетизировать (в нашем случае также понимаем, что реинвестировать) сырьевую ренту, так как через 10-15 лет доходность экспорта углеводородов может существенно снизиться.
Есть еще китайский рынок — это уже главный импортер природного газа в мире. И к нему «Газпром» тоже собирается привязать не только восточносибирские, но и западносибирские месторождения, с которых сейчас газ идет в Европу.
К одному клиенту нужно тянуть трубу тысячи километров по дну Балтики под обстрелом американских санкций и иски украинских и польских «партнеров», а к другому — всего лишь перекинуть полиэтиленовый газопровод через поле.
Ускорение
«Газпром» реализует программу газификации регионов России с 1997 года. В 2006 году (по случаю крупной сделки с государством — продажи за 204 млрд рублей 10,74% акций «Газпрома») годовой бюджет программы газификации кратно увеличился: до 17,6 млрд руб. с 5,2 млрд руб. в 2005 году. С тех пор газификацию стали называть еще одним национальным проектом. Бюджет программы рос год от года, достигнув к 2020 году 39,3 млрд рублей. А на следующую пятилетку инвестиции «Газпрома» в газификацию заявлены уже в 526 млрд рублей — это больше ста миллиардов рублей в год.
Целевой показатель максимально возможной сетевой газификации РФ — 82,9% — Минэнерго определило довольно давно и успело записать его в качестве ориентира (правда, на 2035 год) в новую Энергостратегию на соответствующий период. Однако уже в начале 2020 года Минэнерго заявило, что этот путь будет необходимо пройти быстрее — за 10 лет, к 2030 году.
Наглядная иллюстрация новых задач газификации невольно ассоциируется с расхожей картинкой о темпах глобальной экспансии сети McDonalds. «Мы в «Межрегионгазе» говорим, что сейчас мы по одному населенному пункту в день газифицируем. Мы должны перейти на график — два населенных пункта в день в стране должны подключаться к природному газу, тогда мы амбициозную пятилетнюю программу выполним», — говорит гендиректор ООО «Газпром межрегионгаз» Сергей Густов.
Тяжелая артиллерия
Сейчас газификация реализуется по схеме: «Газпром» строит газопроводы-отводы и межпоселковые газопроводы, а муниципалитеты — внутрипоселковые сети, чтобы газ пришел в каждый дом. Но только 9 из 67 субъектов РФ, участвующих в программе газификации, по состоянию на начало 2020 года выполняли свои обязательства по газификации в рамках планов-графиков синхронизации. Понятно, что в течение этого нелегкого года возможности субъектов и муниципалитетов не прибавилось.
В этих условиях ускорять газификацию, увеличивая нагрузку на местные бюджеты было бы опасно для проекта. Все больше построенных газопроводов стояло бы пустыми на полпути к потребителю. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко своим историческим для контекста газификации выступлением 2 марта многократно усилила ранее пусть и звучавшие, но быстро осекавшиеся «Газпромом» просьбы регионов взять на себя всю инвестиционную нагрузку проекта.
«Не получится синхронизация. У вас идеологически правильный подход. Но нет средств у регионов, чтобы построить газораспределительные сети. Сколько угодно давите на губернатора, но ему зарплату надо заплатить и текущие (расходы обеспечить — ИФ). Значит надо тогда предлагать какие-то решения. Встать формально на позицию: вот губернатор не обеспечивает синхронизацию — все, ему газа не будет! Ну не в губернаторе дело. Можно кого-то из «Газпрома» поставить на этот регион и попробовать обеспечить синхронизацию — такой способ тоже возможен. Уходите от формализма! На практике этот механизм не работает. Предлагайте жизнеспособные механизмы! Губернатор вынужденно это подписывает. А если не найдет денег? У него же тумбочки нет, где деньги лежат. Давайте практические вещи. Не выкручивание рук губернаторам, которые не всегда могут попасть к руководству «Газпрома», — заявила она на слушаниях по газификации.
При всей резкости заявлений Матвиенко в них есть польза для «Газпрома»: государство обозначило проблему и должно искать пути ее решения в области регулирования и тарифообразования.
Зампред правления «Газпрома» Виталий Маркелов поблагодарил спикера СФ за импульс: «Вы говорили о государственной программе, которая бы законодательно закрепляла источники (финансирования — ИФ) развития газоснабжения в регионах. Абсолютно поддерживаю, давайте начнем в этом направлении работать. Потому что мы же решения сами самостоятельно принять не можем. У нас есть самый главный акционер — государство».
Майское поручение
31 мая 2020 года вошло в историю отрасли как день выхода «Перечня поручений по результатам проверки исполнения законодательства, направленного на развитие газоснабжения и газификации регионов (Пр-907)». Помощник руководителя администрации президента Кирилл Молодцов поделился, что поручения подготовлены «по результатам контрольных мероприятий Контрольного управления президента и последующих за ним докладов Счетной палаты, органов прокуратуры и других».
«Газпрому» поручено поэтапно — к 2024 и 2030 году завершить газификацию с установлением соответствующих целевых показателей на основе актуализации и утверждения региональных программ.
Главный пункт документа — формирование источников финансирования мероприятий по подключению граждан к газораспределительным сетям без привлечения их средств. Найти источники предписано правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов при участии ПАО «Газпром» и других заинтересованных организаций данной сферы деятельности.
Процедура подключения к газу должна быть максимально упрощена — речь идет о комплексном договоре на поставку газа, подключение и техническое обслуживание сопутствующего оборудования с использованием структур «единого окна» и многофункциональных центров, позволяющих выполнять сбор сведений от имени заявителя.
Координация деятельности органов исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления и организаций поручена комиссии при президенте РФ по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности.
Откуда деньги
На ближайшую пятилетку инвестиции в газификацию запланированы в 876 млрд рублей, из которых 526 млрд рублей — доля «Газпрома», а остальное (инвестиции регионов и «последняя миля») — вопрос с источниками финансирования которой необходимо решить.
«Ответственным секретарем комиссии и комиссией высказана позиция, что механизмы и источники финансирования программы газификации должны формироваться исключительно в «Газпроме». Источники находятся в соответствии с ФЗ N69 «О газоснабжении в РФ», полностью исключительно в «Газпроме», — конкретизирует Молодцов.
Инструментов много, и часть из них уже успешно применяется регионами России, а также другими странами.
Это спецнадбавка к транспортному тарифу газораспределительной организации; и регуляторный контракт со специальной «вставкой» в тариф ГРО на газификацию; и перенос затрат на газификацию в цену газа (так называемый «тарифный маневр»); и опережающий рост цены газа для населения (сейчас цена на 20% ниже, чем для промышленности); и специальный акциз на газ.
«Единого решения пока нет. Механизмы вырабатываются, но, думаю, что в ближайшие три месяца понимание, каким образом «Газпром» структурирует эту задачу, оно появится», — напутствовал в декабре Молодцов.
Эффект
Главная задача газификации — создание инфраструктурной основы для процесса развития территорий. И в этом смысле от газификации должна выиграть прежде экономика страны.
«Задача социально-ориентированной газификации прежде всего связана с созданием разных условий доступности устойчивого тепло- и жизнеобеспечения для граждан во всех точках Российской Федерации. Акценты должны быть расставлены, исходя из приоритетов развития уже существующей сети ЕСГ, но с акцентом на развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока. Приоритеты по этим регионам определены президентом в рамках долгосрочного развития, и в этом смысле сейчас это точка роста, и было бы нелогично, если мы развиваем такие программы как «Дальневосточный гектар», развиваем программы, связанные с логистикой восточных полигонов и, соответственно, расширением наших экспортных потенциалов на востоке», — направляет Молодцов.
Мы обобщили информацию о программах газификации на 2021-2025 годы по всем 67 субъектам РФ, о которых сообщал «Газпром».
На эту таблицу можно долго смотреть и размышлять о судьбах регионов России. Сопоставлять уровень доступности газа по регионам страны, в том числе и добывающим углеводороды.
Чемпион по размеру инвестиций «Газпрома» на пятилетку (60 млрд рублей) — туристическая жемчужина и житница России — Алтайский край — оказался одним из аутсайдеров по нынешнему уровню газификации (всего 13%). Граничащая с Ленобластью (а в Санкт-Петербурге разместилась новая штаб-квартира «Газпрома») Карелия газифицирована лишь на 8%. В этой республике в газификацию «Газпром» намерен вложить за пятилетку 50 млрд рублей.
Увеличит ли газификация объем реализации газа — вопрос философский. Много лет газификация и подключение новых потребителей нивелировались модернизацией газоиспользующего оборудования и повышением эффективности использования газа.
В этом смысле страна как потребитель делает газ для себя более дешевым, повышая качество его использования. А прибыльность поставщика газа зависит от качества учета, сокращения потерь и собираемости платежей, но это уже другая история.
Прогноз биржевых цен на 30 декабря 2020