Сабетта прирастет терминалом «Утренний». Это позволит НОВАТЭКу использовать для «Арктик СПГ» уже зафрахтованные танкеры
Премьер Дмитрий Медведев распорядился расширить границы морского порта Сабетта и включить туда терминал «Утренний» второго проекта по сжижению газа НОВАТЭКа «Арктик СПГ». Теперь Минтранс в течение года должен подготовить распоряжение об изменении границ порта. Это позволит НОВАТЭКу использовать для вывоза продукции «Арктик СПГ» 26 танкеров под иностранным флагом, разрешение на эксплуатацию которых до 2044 года на Севморпути компания получила в середине марта.
Правительство разрешило включить терминал «Утренний», с которого НОВАТЭК планирует организовать отгрузку сжиженного газа и конденсата в рамках своего второго арктического проекта «Арктик СПГ», в границы морского порта Сабетта. Соответствующее распоряжение подписано премьером Дмитрием Медведевым 28 марта (копия есть у “Ъ”). В Сабетте находится первый СПГ-завод НОВАТЭКа — «Ямал СПГ». Согласно документу, Минтранс в течение года должен подготовить распоряжение об изменении границ порта.
Как отмечается в пояснительной записке, включение терминала «Утренний» в порт Сабетта будет способствовать выполнению майского указа президента по увеличению грузопотока по Севморпути к 2024 году до 80 млн тонн. «Арктик СПГ» включен в комплексный план развития инфраструктуры — планируется создание ледозащитных сооружений при терминале «Утренний» и дноуглубление в Обской губе с общим объемом госфинансирования в 112,2 млрд руб.
Кроме того, расширение границ Сабетты на терминал «Утренний» фактически позволит НОВАТЭКу использовать уже зафрахтованные газовозы под иностранным флагом для вывоза продукции «Арктик СПГ». В середине марта правительство одобрило исключения из Кодекса торгового мореплавания — они позволяют НОВАТЭКу вывозить СПГ и конденсат из Сабетты на танкерах под иностранным флагом, зафрахтованных на долгосрочной основе, до 2044 года. Помимо перечисленных в распоряжении 26 судов соответствующее разрешение дано и другим судам, но только до конца 2021 года (см. “Ъ” от 19 марта).
Это исключение важно для «Арктик СПГ», поскольку нет гарантии, что верфь «Звезда» сможет вовремя построить газовозы ледового класса Arc7 для проекта, запуск которого планируется уже на конец 2022 года. В случае задержки сдачи этих судов НОВАТЭК сможет вывозить СПГ теми танкерами, которые были построены и зафрахтованы для «Ямал СПГ». Кроме того, у НОВАТЭКа сохраняется возможность создать единую транспортную схему для обоих проектов, оптимизировав число дорогостоящих танкеров Arc7.
Сегодня к порту Сабетта относится первый проект НОВАТЭКа по сжижению газа «Ямал СПГ», уже вышедший на проектную мощность 16,5 млн тонн. Весь проект стоил $27 млрд, порт Сабетта — 96 млрд руб., из которых 71 млрд руб. дало государство. Терминал «Утренний» расположен на полуострове Гыдан — на противоположной стороне Обской губы от Сабетты.
В конце февраля глава и совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон в письме президенту писал о необходимости выделения из бюджета 4 млрд руб. на дноуглубление в Обской губе возле терминала «Утренний» и еще 8,3 млрд руб. на расширение подходного канала к порту Сабетта (см. “Ъ” от 1 марта). Он подчеркивал, что для запуска первой линии «Арктик СПГ» в конце 2022 года соответствующие работы необходимо начать в 2019 году. Тогда в НОВАТЭКе сообщали, что «ведется последовательная работа со всеми участниками бюджетного процесса по финансированию строительства инфраструктуры» терминала «Утренний», дополнительных комментариев в компании 31 марта не дали. Согласно опубликованным 28 марта поручениям Владимира Путина, Белому дому поручено предусмотреть в бюджете на 2020–2022 годы средства на строительство ледозащитного сооружения терминала «Утренний» и реконструкцию судоходного подходного канала в Обской губе.
Прогноз ценовых колебаний с 1 по 5 апреля 2019