С начала года бензин подорожал меньше инфляции
Нефтяные компании зарабатывают гораздо лучше не на розничных продажах, а на оптовых.
Бензин на российских АЗС с начала года подорожал на 5%, что «существенно ниже инфляции», сообщил вице-премьер правительства Аркадий Дворкович, выступая на правительственном часе в Госдуме, передал «Интерфакс». Литр бензина подорожал в среднем на 1,7 руб. «И это полностью соответствует нашим ожиданиям», – отметил он. Цены на дизельное топливо выросли примерно на столько же. «Это умеренный рост, причем большая его часть объясняется ростом налогообложения бензина, и эти умеренные налоги идут на ремонт и реконструкцию автомобильных дорог», – сказал Дворкович. Годовая инфляция ожидается на уровне 15,5%. По данным Росстата, за 2014 г. потребительские цены на бензин выросли на 8,9%.
В середине октября руководитель ФАС Игорь Артемьев говорил, что рост цен на бензин не превысит 9%, дизельного топлива – 5–6%. Для нефтяников это ориентир, иначе ФАС всегда может возбудить дела, говорит сотрудник одной нефтяной компании: «Эта схема стандартная». Недавно УФАС по Московской области возбудило дела против «РН-Москва» («дочка» «Роснефти»), «Лукойл-центрнефтепродукта», компании «Трасса». Их подозревают в завышении цен на АЗС.
«Лукойл» планирует, что рост цен на бензин в 2015 г. не превысит инфляцию, говорил весной его президент Вагит Алекперов. Хотя налоговый маневр, который вступил в силу с 2015 г., и предусматривает рост налоговой нагрузки на нефтепереработчиков.
По словам Дворковича, от повышения цен на топливо прибыль нефтяных компаний не растет. «Напротив, она снижена до предела и позволяет только инвестировать в новые мощности», – подчеркнул он. «В этом сегменте не всегда получается выходить в ноль», – соглашается источник «Ведомостей» в нефтяной компании.
По итогам первого полугодия выручка «Роснефти» от розничных продаж топлива составила 185 млрд руб. (7,1% от выручки, отчет по МСФО), что на 2,2% выше того же периода 2014 г., выручка «Лукойла», наоборот, снизилась в 1,5 раза до $2,9 млрд (5,7% от выручки, по US GAAP).
Нефтяные компании в основном зарабатывают в оптовом сегменте, говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. В розничном сегменте у нефтяников два критерия – это объемы продаж и прибыль, при этом прибыль стоит на втором месте. В отличие от независимых АЗС они могут себе позволить держать розничные цены на низком уровне, предоставлять скидки и иногда работать в минус. Но если в целом рассматривать продажи топлива, это направление прибыльное для нефтяников, отмечает он. Бензин Аи-92 на бирже с начала года подорожал на 15% до 35 393 руб./т, Аи-95 – на 20% до 39 576 руб./т.
В 2016 г. розничные цены на бензин вырастут ниже инфляции, говорил Артемьев в интервью «Ведомостям». Аркуша согласен с ним: «Предпосылки для этого есть – растет производство топлива, снижается деловая активность». Кроме того, оборот топлива стандарта «Евро-4» продлен на полгода, до 1 июля 2016 г.
Артемьев отметил, что дефицита бензина на российском рынке быть не должно, если не будет крупных техногенных катастроф. «Во-первых, значительная часть этих потоков [бензина] регулируется двусторонними соглашениями. Во-вторых, у нас есть резервы. В-третьих, существует график ремонта НПЗ. В-четвертых, Белоруссия может поставлять нефтепродукты. Есть все возможности не допустить дефицита, если не будет крупных техногенных катастроф», – говорил он.
Представители «Лукойла», «Башнефти» от комментариев отказались. Представители «Роснефти», «Газпром нефти» не ответили на запросы.