РЖД предложили отказаться от соглашений с угольщиками на вывоз топлива
08 October 2024, 13:06

Глава РЖД Олег Белозеров попросил Владимира Путина поддержать предложение компании об отмене квот для угольщиков на вывоз топлива в восточном направлении. При их сохранении РЖД могут потерять 25 млрд руб. доходов в 2025 году

Гендиректор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров обратился к президенту Владимиру Путину с предложением о непродлении в 2025 году соглашений компании с угледобывающими регионами на вывоз угля в восточном направлении. Соответствующее письмо от 2 октября есть в распоряжении РБК, его подлинность подтвердили источник в правительстве, а также источник в угольной отрасли, знакомый с его содержанием.

Какие у РЖД есть обязательства по перевозке угля
Речь идет о системе квотирования и гарантированных объемах перевозки угля в направлении Восточного полигона, которая была введена в 2020 году на фоне ограниченных возможностей пропускной способности инфраструктуры: 50% квоты на экспорт твердого топлива распределяется между грузоотправителями пропорционально объемам их заявок с поправкой на пропускную способность морских портов; еще 50% делится между компаниями Кузбасса пропорционально их доле в среднемесячной отгрузке в направлении портов Балтики, Арктики и Азово-Черноморского бассейна. На 2024 год РЖД договорились с регионами — Кузбассом, Якутией, Бурятией, Хакасией, Иркутской областью и Тувой — о транспортировке порядка 100 млн т угля в восточном направлении. Как поясняли в конце 2023 года в холдинге, соглашения призваны максимально обеспечить потребности угольных предприятий в вывозе продукции железнодорожным транспортом.

Почему РЖД хотят отказаться от перевозки
В настоящее время перевозки в восточном направлении обеспечивают «свыше 30% доходов» РЖД, указывает Белозеров в письме, около 60% провозной способности Восточного полигона задействовано для перевозки угля по соглашениям с добывающими регионами. При этом доходность перевозок неугольных грузов в 1,8 раза выше доходности перевозок твердого топлива.

Согласно приведенному расчету, при сохранении квот на транспортировку твердого топлива РЖД рискуют не вывезти на восток порядка 15 млн т высокодоходных грузов, что эквивалентно сокращению доходов компании не менее чем на 25 млрд руб., указывает Белозеров. «С учетом «кредитного рычага» это ограничит возможность привлечения финансовых ресурсов в размере около 112,5 млрд руб. и потребует сокращения объемов инвестиционной программы», — указывает он.

По итогам девяти месяцев 2024 года РЖД перевезли в восточном направлении 74,1 млн т угля по соглашению с угольщиками. Это на 3,2% больше, чем за аналогичный период 2023 года, и на 0,6% выше «плановых параметров». Со следующего года Белозеров предложил сохранить соглашение только с Кемеровской областью. Причем квота в объеме 55,3 млн т могла бы распространяться на транспортировку не только твердого топлива, но и «других грузов», что могло бы способствовать «диверсификации экономики» региона за счет развития отраслей промышленности, не связанных с добычей каменного угля.

Отмена соглашений РЖД с пятью регионами, кроме Кузбасса, позволит наиболее эффективно вывозить грузы и оперативно реагировать «на изменения внешней среды». Как пишет глава холдинга, указанное решение позволит сформировать в 2025 году сбалансированную структуру перевозок, необходимую для финансирования инвестпрограммы и создания «максимального экономического эффекта» для компании. Сохранение квот для угольщиков влечет за собой, напротив, недофинансирование инвестпрограммы и, как следствие, сокращение 30 тыс. работников, которые задействованы в реализации инфраструктурных железнодорожных проектов, консервации строительных объектов, и недостижение к 2030 году «национальной цели» по увеличению экспорта несырьевых неэнергетических грузов.

Владимир Путин, как указано на обращении, поручил проработать предложение главы РЖД вице-премьеру Виталию Савельеву, замглавы администрации президента Максиму Орешкину и министру энергетики Сергею Цивилеву (РБК направил запросы в их аппараты, а также в Минтранс и Минэкономики). Источник РБК в кабмине подтвердил получение соответствующего поручения. «Кремль никогда не комментирует служебную переписку», — заявил РБК пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. В пресс-службе РЖД отказались от комментариев.

Как отмена квот скажется на угольной отрасли
По данным Максима Худалова, главного стратега инвестиционной компании «Вектор Икс», сейчас вывоз угля из Якутии «достаточно рентабельный» и в «особенной поддержке» не нуждается. Другие же регионы — Бурятия, Хакасия, Иркутская область и Тува — при отмене квот рискуют не вывезти 19 млн т продукции в 2025 году. В случае если РЖД не найдут способ простимулировать отправки в адрес западного и южного направлений сбыта угля, отрасль столкнется со «значительными трудностями». «Пока все указывает на то, что уголь останется на месторождениях, что приведет к сворачиванию добычи в указанных регионах», — полагает эксперт.

Финансы РЖД
Консолидированная выручка РЖД (с учетом 94 «дочек» компании) по итогам 2023 года составила более 3 трлн руб., операционная прибыль и чистая прибыль холдинга — 402,5 млрд руб. и 170,1 млрд руб. соответственно. Соотношение чистого долга к EBITDA у РЖД за 2023 год составило 2,4х. Инвестпрограмма была реализована в объеме 1,2 трлн руб., в 2024 году она оценивается в 1,3 трлн руб.

Источник РБК на транспортном рынке указывает на то, что уголь — это самый «технологичный груз». Сейчас Восточный полигон за счет полувагонов, использующихся для перевозки твердого топлива, вывозит контейнеры из-за дефицита фитинговых платформ, а также грузы на нужды жилищно-коммунального хозяйства. «Восточный полигон обречен жить с углем и полувагонами, в которых также вывозятся социальные и коммерческие грузы в контейнерах», — говорит он. С другой стороны, отмена соглашений на вывоз угля может привести к социальной напряженности в ряде регионов и снижению производственных планов предприятий.

При усредненной стоимости угля экспортного качества — и энергетического, и коксующегося — на базисе FOB российских портов в $133 за тонну каждый 1 млн т топлива не довывезенный по квотам на экспорт в восточном направлении может стоить угольщикам примерно 12 млрд руб. недополученной выручки на условиях FOB, говорит Александр Котов, руководитель направления консалтинга NEFT Research.

Отвечая на вопрос о том, возможно ли перенаправить уголь в объеме, предусмотренном соглашениями, на юг и северо-запад, эксперт отмечает, что, хотя на этих направлениях достаточная пропускная способность железной дороги для вывоза твердого топлива, действующая система квотирования (нацелена на стимулирования поставок в адрес портов юга и запада) при его экспорте на восток необходимого эффекта не дает.

«Для решения проблемы перезагруженности Восточного полигона и недозагруженности других направлений нужны экономические меры, а не распределительные меры, например отмена экспортной пошлины (ее действие на энергетический уголь и антрацит приостановлено до 1 декабря этого года, но распространяется на коксующийся уголь), возврат понижающих коэффициентов (скидка на дальность при перевозке угольной продукции, приостановлена в 2022 году) и дополнительная скидка к тарифу РЖД, снижение ставок аренды полувагонов или субсидия из бюджета», — считает Котов.

РБК обратился за комментариями в пресс-службы СУЭК, Распадской угольной компании, «Кузбассразрезугля», «Мечела», «Русского угля», «СДС-Угля» и «Стройсервиса», а также в администрации основных угольных регионов.

rbc.ru

Прогноз биржевых цен с 7 по 11 октября 2024

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Гендиректор Aramco: спрос на нефть может пережить длительную стагнацию, но резкого падения не будет
Пакет мер стимулирования экономики Китая поможет восстановить спрос на нефть.
Россия поставляет нефть на мировые рынки выше потолка цен, заявил МВФ
МВФ: РФ поставляет нефть на мировые рынки выше установленного Западом потолка цен