Рынок нефтепродуктов в боковом тренде
Снижение цен в крупнооптовом секторе российского рынка нефтепродуктов продолжается. Из-за факторов, стабильно оказывающих влияние на динамику цен на такие виды топлива, как бензин марки Аи-92 и дизельное топливо летнее, в целом по рынку реализация этих видов нефтепродуктов идет вяло. Трейдеры находятся в ожидании критической точки снижения в расчете закупить топливо по минимальным ценам. Надо сказать, что частично этот расчет оправдался, поскольку отдельные производители уже ищут пути для стимуляции покупательского спроса. В частности, Уфимская группа заводов, которая является маркером российского рынка нефтепродуктов, ко всему прочему испытывающая затруднения с отгрузками, вышла с предложением по скидкам 100-200 руб./т на А-92/93 при покупке партии от 500 тонн.
Отрицательная динамика цен на нефтепродукты наблюдается уже не первую неделю. За июль цены на высокооктановый АИ-92, низкооктановый АИ-80 и летнее дизельное топливо продемонстрировали падение на 252 руб./т, 1 тыс. 735 руб./т и 1 тыс. 128 руб./т соответственно. Средняя цена по высокооктановому бензину марки Аи-95 увеличилась за месяц на 958 руб./т.
Низкая привлекательность экспортной коньюнктуры по летнему дизтопливу продолжает оказывать давление на цены, вызывая переизбыток предложения. По данным центрального диспетчерское управления (ЦДУ) ТЭК, экспорт нефти в июле 2008 года в дальнее зарубежье с учетом транзита составил 19,341 млн т., что на 4,6% меньше, чем в июле прошлого года. За семь месяцев 2008 года добыча составила 283,664 млн т, что на 0,5% меньше, чем за тот же период в прошлом году.
Важным фактором влияния на цены является колебание стоимости мировой нефти, происходящие в связи с ситуациями, разнонаправлено корректирующими цены на нее. Существенный рост курса доллара и ухудшение состояния мировой экономики, влекущие за собой беспокойства по поводу уменьшение спроса, негативно влияют на цены. Так, например, сокращение спроса на нефтепродукты в мире уже нашло отражение в отчетах Китая стремительным увеличением товарных запасов на складах экспортируемой автомобильной продукции. За предыдущую неделю ряд стран лидеров мировой экономики, таких, как США, Великобритания, Япония и некоторые стран Европейского Союза, уже заявило о начале рецессии в своих национальных экономиках.
Стоит отметить, что вследствие грузино-осетинского конфликта цены на нефть в Нью-Йорке повышались в течение торговой сессии, однако закрылись с понижением на 0,7%. Боевые действия вблизи важных магистралей поставки энергоносителей из каспийского региона могут стать причиной сбоев в поставках. Грузинская сторона утверждает, что российские ВВС наносят удары по инфраструктуре страны, включая нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Однако, события в Южной Осетии оказывают лишь слабое влияние на рынок нефти.
Бензин Аи-92
11 августа стоимость бензина марки Аи-92 оставалась на стабильном уровне и составила 24 625 руб. за тонну, объем предложения также остался без изменений после существенно снижения с конца прошлой недели на 17 тыс. тонн до уровня 1 тыс. тонн. Средневзвешенная цена покупки продолжила снижение, за 11 августа сократилась на 346 руб./т. и на конец дня составила 20 500 руб. за тонну при увеличении объема спроса до отметки 8 тыс. тонн.
Дизельное топливо (летнее)
За период с конца прошлой недели в стоимости дизтоплива летнего не произошло существенных изменений. На конец дня средневзвешенная цена продажи по дизельному топливу летнему составила 23 745 руб. за тонну, с конца минувшей недели объем продаж сократился более чем на 30 тыс. тонн до уровня 9,24 тыс. тонн. Средневзвешенная цена покупки также незначительно снизилась до отметки 21 269 руб. за тонну, а объем спроса немного увеличился до отметки 56,94 тыс. тонн.
P.S. Цены на нефть на Нью-Йоркской товарной бирже упали до 14-недельного минимума в связи с опасениями того, что экономический спал в США продлится и в 2009 году, что станет причиной дальнейшего сокращения спроса на топливо. Понижательная тенденция также обусловлена ростом курса доллара по отношению к евро на 0.5% до 1.4928$ по сравнению с пятничной отметкой 1.4881$. Однако уже наблюдаются признаки того, что азиатский спрос на топливо также начинает снижаться. Так, в июле объем импорта сырой нефти в Китае сократился на 7%, или 3.25 миллионов баррелей в день, что является минимальным уровнем за период с декабря.
В то же время на динамику нефтяного рынка значительное влияние оказывают события, происходящие вокруг грузино-осетинского конфликта, так как под угрозой находится нефтепровод, соединяющий регион Каспийского моря с мировыми рынками. (подробнее см. http://www.eoil.ru/news/27912 и http://www.eoil.ru/news/27869)