Рынок нефтепродуктов: спотовые цены не достигли дна
Спотовые цены в крупнооптовом секторе российского топливного рынка продолжают претерпевать значительную коррекцию в отрицательную сторону. В начале этой недели, как и в течение прошлой, лидерами снижения остаются такие виды топлива, как низкооктановый бензин А-76/80 и дизельное топливо летнее. На данный момент не прослеживается никаких оптимистичных факторов, способных вывести цены ны рынке нефтепродуктов из понижательного тренда. Принятые правительством меры по урегулированию рыночной ситуации только незначительно замедлили темпы снижения стоимости продукции.
В первую неделю ноября, несмотря на введение с 1 ноября правительством более мягкого варианта ставки таможенной пошлины в размере $287.3/т против ставки $372.2/т, действовавшей в октябре, цены спотового рынка в очередной раз обрушились. Средняя цена в России на автобензин марки А-76/80 опустилась на 9.9% до 16 125 руб./т относительно 30 октября, на А-92/93 на 10.4% до 17 090 руб./т, на Аи-95/96 на 7.1% до 23 804 руб./т. Дизельное топливо летнее подешевело на 11% до 15 558 руб./т, а дизтопливо зимних сортов на 10.9% до 19 079 руб./т., сообщает портал «Аи92». При этом средняя цена на топочный мазут упала на 29.1% до 4 325 руб./т.
Надо сказать, что всю последнюю неделю октября рынок находился в ожидании решения правительства. В этот период на мировом рынке отмечалась повышательная динамика и на этом фоне снижение ставки экспортной пошлины давало определенные надежды на улучшение конъюнктуры экспорта. Однако уже буквально на следующий день после публикации постановления правительства (6 ноября) произошло существенное падение мировых цен в среднем на 4.5%, и принятие наименее радикального проекта Минфина не смогло перевесить и кардинальным образом улучшить ситуацию в оптовом секторе. Следует отметить, что определенную нестабильность на рынке создавало само ожидание решения правительства, поскольку в этот период многие покупатели приостановили свои закупки. Снижению спроса не способствовала также низкая платежеспособность на внутреннем рынке, которая, в свою очередь, сказывается на увеличении предложений, тем более, что загрузка российских производств в октябре осталась практически неизменной относительно сентября. Таким образом, падение цен на оптовом рынке вызвано отсутствием экспортной альтернативы на фоне затоваривания внутреннего рынка.
Низкий уровень привлекательности экпортной конъюнктуры привел к сокращению на четверть с начала ноября объемов нефти, вывозимых на экспорт. По словам главы ОАО «Транснефть», нефтяники начали сокращать поставки с 1 ноября и уже предупредили зарубежных партнеров о возможных сокращениях. Как пояснил Токарев, сокращение поставок является реакцией нефтяных компаний на неопределенность в ситуации с экспортными пошлинами. «Нефтяные компании сейчас перестраховывались из-за ситуации с пошлинами», — сказал он. Таким образом, увеличение предложения по сырой нефти на внутреннем рынке может оказать понижательное воздействие на стоимость нефти по контрактам для российских переработчиков в следующем месяце.
Единственными заводами, где на минувшей неделе отмечен незначительный рост, стали Уфимские НПЗ. Как таковым ростом цен это назвать сложно, поскольку повышение цен отмечено на 100 руб./т на автобензин А-92/93 и дизельное топливо летнее. Данная информация была получена после выпуска ценовых сводок и поэтому корректировка цен в них не зафиксирована. Тем не менее, давальцы на этих заводах сообщили, что все объемы по А-76/80, А-92/93 и дизельному топливу зимнему на первую половину ноября законтрактованы. Интересен тот факт, что информации по изменению стоимости процессинга на Уфимских НПЗ в связи со снижением ставки экспортной пошлины пока не было. Возможно, что именно эта разница позволила немного приподнять цены на нефтепродукты этих заводов.
В Московском регионе на Володарской ЛПДС в течение недели также отмечалось существенное снижение цен — А-76/80 на 11.3% до 18 450 руб./т, А-92/93 на 8.2% до 19 800 руб./т, Аи-95/96 на 10.8% до 24 400 руб./т. Падение цен коснулось всех видов нефтепродуктов, однако 7 ноября цена на дизельное топливо летнее начала повышаться. Как сообщили трейдеры, на Московском НПЗ выведена из строя установка гидрокрекинга и поставка дизельного топлива на региональный рынок была приостановлена. В результате по состоянию на 7 ноября на региональном рынке образовался недостаток объемов на свободном рынке и спотовый уровень цен немного повысился. Так, если в течение недели, включительно до 6 ноября, цена на дизельное топливо снизалась на 4.7% до 17150 руб./т, то 7 ноября повышение составило 0.5%. Следует отметить, что это не единственное происшествие за неделю. На Ярославском НПЗ вечером 5 ноября произошел пожар на установке первичной переработки нефти АВТ-2. Однако, как сообщила пресс-служба завода, к этому моменту установка уже была остановлена для проведения планового капитального ремонта.
Бензин АИ-92
10 ноября на Торговой площадке eOil.ru наблюдалось значительное уменьшение стоимости бензина марки Аи-92, так, средневзвешенная цена продажи упала на 401 руб./т. до уровня 16 703 руб. за тонну, объем предложения, напротив, увеличился на 0,6 тыс. тонн и составил 2,7 тыс. тонн. Средневзвешенная цена покупки не изменилась и сохранилась на уровне 12 800 руб. за тонну, объем спроса также остался без изменений и составил 1,5 тыс. тонн.
Дизельное топливо (летнее)
10 ноября на Торговой площадке eOil.ru стоимость дизтоплива летнего продемонстрировала некоторое снижение, так, средневзвешенная цена продажи уменьшилась на 164 руб./т. до уровня 14 475 руб. за тонну, объем предложения, напротив, увеличился на 0,6 тыс. тонн и составил 4,9 тыс. тонн. Средневзвешенная цена покупки не изменилась и сохранилась на уровне 12 000 руб. за тонну, объем спроса также остался без изменений и составил 0,3 тыс. тонн.
P.S. По итогам торгов в понедельник цена на нефть на мировом рынке выросла в связи с новым 600-миллиардным правительственным планом по поддержанию экономики Китая, направленного на увеличение внутреннего спроса и борьбу с кредитным кризисом. По мнению аналитиков, для того, чтобы данный план положительно отразился на конъюнктуре нефтяного рынка, потребуется некоторое время. Рост цены, вызванный предложением нового стимулирующего плана по поддержанию экономического развития Китая, сдерживался усиливающимся беспокойством по поводу ухудшения экономической ситуации, что обеспечило высокую степень волатильности на рынке. Повышательное воздействие на динамику также оказало намерение государственной нефтяной компании Саудовской Аравии Saudi Aramco сократить поставки азиатским НПЗ на 5% в декабре. (подробнее см. http://www.eoil.ru/news/31233)