Русский топливный феномен

Цены на бензин в России, похоже, решили проверить терпение автовладельцев. В конце минувшей недели по всей стране возмущенные автолюбители, недовольные новым витком цен, вышли на улицы сказать властям: Позор! МК решил разобраться, почему бензин в стране, экспортирующей нефть, стоит дороже, чем на рынках стран-импортеров.

По данным Росстата, за неделю с 5 по 11 мая потребительские цены на бензин увеличились на 0,6%, составив, таким образом, 22,32 руб. за литр Аи-92 и 23,66 за литр 95-го бензина. На практике цены растут гораздо быстрее официальной статистики. Например, автор текста, заправляясь на пристрелянной заправке ЛУКОЙЛа на въезде в Москву, 16 мая за 1 л Аи-95 платил 23,90 руб., в понедельник, 19 мая, — уже 24.10, а в пятницу, 23 мая, — уже 24,50 Итого чистого роста цены всего за прошлую неделю — 60 копеек с литра. Альтернатива заправляться на заправке непонятного бренда не выход — каждый автовладелец хотя бы раз сталкивался с тем, что машина отказывается ехать на суррогате, глохнет или банально не заводится.

Внешние факторы

Представители нефтяных компаний твердят в один голос: цены на бензин растут потому, что растет и мировая стоимость барреля нефти. Черное золото действительно бьет один рекорд за другим. Макроэкономические факторы, конечно, нельзя сбрасывать со счетов: нестабильная обстановка на Ближнем Востоке, спекуляции на нефтяном рынке, слабый доллар заставляют цены на нефть расти. Многие эксперты обращают внимание на недостаточный уровень добычи нефти, однако ОПЕК не обращает пока внимания на недовольных. Аналитики Goldman Sachs и Deutsche Bank решили внести свою лепту в рост цен и заявили недавно, что ожидают увеличения стоимости нефти к отметке $150 за баррель, что в очередной раз всколыхнуло нервный нефтяной рынок. Goldman Sachs называет возможным взлет и до $200 в течение двух лет, — говорит Александр Купцикевич, финансовый аналитик FxTeam. — В течение трех торговых дней нефть с поставкой в декабре 2016 года выросла более чем на 14% до $140, отбросив прогнозы о возможной корректировке цены в течение нескольких последующих лет и падении ее стоимости существенно ниже $100. В итоге котировки нефти перешагнули отметку $135 за баррель сырья.

Стоит признать, что сейчас ситуация на нефтяном рынке очень напряженная, — согласен директор департамента Due Diligence НКГ 2К Аудит — Деловые консультации Александр Шток. — Прежде всего, это связано с кризисом на финансовом рынке, на фоне которого вложения в сырьевые рынки благодаря гарантированному спросу выглядят наиболее привлекательными. Также нефтяные котировки серьезно подпитывает и доллар, который, несмотря на некоторую видимость стабилизации экономики США, не может выйти из пике. По его словам, ОПЕК может повысить объемы добычи, благо резервы имеются. Однако картель из-за большого объема спекулятивного капитала опасается обвала цен, который может последовать за увеличением объемов нефтедобычи. Очевидно, ОПЕК рассчитывает на завершение кризиса на финансовых рынках, после чего начнется отток капитала с нефтяного сектора, — отмечает г-н Шток.

По словам президента Московской топливной ассоциации Евгения Аркуши, цены на бензин в России и США всегда росли примерно одинаково, однако факты говорят: российский бензин сейчас стоит дороже, чем американский, купленный за рубежом и привезенный в страну. Бензин стоит дешевле и на Украине, руководство которой вставляет палки в колеса российским нефтяникам.

Правительство РФ пытается защитить внутренний рынок и предотвратить дальнейший рост цен на топливо, вводя запретительные по сути экспортные пошлины. С 1 июня 2008 года ставка пошлины на экспорт из России светлых нефтепродуктов составит $280,5 за тонну против действующих с 1 апреля $241,4 за тонну. На темные нефтепродукты пошлина составит $151,1 за тонну против нынешних $130,1 за тонну. То есть экспортная пошлина на бензин увеличивается на 16%, что пока превышает текущий рост внутренних цен на него (14%). Но эти попытки пока небезуспешны. В последнее время мировые цены на бензин растут почти в два раза быстрее цен на нефть.

Внутренние факторы

Ссылки на внешние факторы роста цен на нефтепродукты блекнут на фоне беззубой внутренней бензиновой политики российских властей. Во-первых, российский топливный рынок, и московский в частности, полностью монополизирован: на этом плодородном поле играют несколько крупных игроков, здоровая конкуренция отсутствует, поэтому цены на бензозаправках пишутся такие, какие считаются нужными. Более слабым игрокам тут не место: либо играй по правилам, либо сворачивай бизнес.

Вторая причина, наверное, более серьезная, поскольку ее масштаб — вся Россия. Это налоговое бремя на нефтяные компании. Если разложить стоимость литра бензина на составляющие, получим следующую картину: литр Аи-92 стоит около 22,70 рубля. Расходы на налоги: НДПИ, НДС, акцизный сбор — это 6, 3,50 и 2,70 рубля соответственно. Таким образом, одних налогов в литре топлива на 12 рублей 20 копеек. Все эти деньги идут в казну. Расходы на маркетинг составляют в среднем 3,80 рубля с литра, а сама добыча нефти — 1,50, переработка — вообще 30 копеек с литра бензина. Таким образом, более половины стоимости 1 л бензина уходит в бюджет.

На этой неделе правительство должно обсудить инициативу премьера Путина — налоговые каникулы для нефтеперерабатывающих компаний и снижение ставки НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). НДПИ у нас привязан к мировым ценам на нефть, а не ко внутренним, что было бы логичней. Растет цена на нефть на мировых площадках — растет НДПИ — растет цена на заправках.

Большинство специалистов сходятся на мнении, что налоговые каникулы, если они действительно состоятся, будут носить краткосрочный спасательный характер, больше похожий на эффект плацебо: не нужно забывать, что акцизы-то никто не отменял и отменять не собирается. Акцизные сборы в нашей стране являются серьезной составляющей пополнения бюджета, только в минувшем году они составили более 5 млрд. рублей. Вряд ли Министерство финансов откажется от таких легких доходов, хотя они тоже по приказу правительства думают над мерами, предложив, например, с 2009 года размер акцизного сбора соотносить с качеством топлива. Но сейчас уже очевидно, что тут больше разговоров, чем практической пользы.

Автовладельцы, возмущенные ценами на корм для железного коня, провели на днях всероссийскую акцию Марш пустых канистр — название говорит само за себя. Главное требование организаторов — цена отечественного бензина не должна превышать стоимости топлива в Америке. А бензин по-прежнему растет в цене. В США тоже растет, но средний доход американца в два раза выше среднего дохода россиянина, да и нефть они покупают в том числе и у нас. Потому и получается, что бензин они заливают в два-три раза дешевле, чем мы.

Евгений Аркуша обращает внимание еще и на состояние нефтеперерабатывающих заводов в России, которым в среднем лет по 50. Плановый ремонт хоть и проходит ежегодно, однако оборудование изнашивается и стареет не только физически, но и морально. То же самое касается автозаправочных станций — Москва сверкает яркими вывесками и неоновыми буквами заправок, а вот, отъехав километров на сто от столицы, такого уже не увидишь. Там, где вполне может работать один человек, обслуживающий автозаправочную станцию, в России в среднем работает 5-6 — и это тоже влияет на бензиновые цены.

Рост цен на бензин отразится даже на тех, кто личным транспортом не пользуется, — машины, развозящие продукты по магазинам, ездят на бензине. В компаниях увеличиваются расходы на транспортные перевозки — и тут же неминуемо вырастут цены на продукты. Конечно, резкого скачка не будет, повышение будет медленным и на первый взгляд незаметным. Но оно есть и будет, пока цены на топливо не прекратят свои скачки. Инфляция в стороне не останется, хотя куда уже дальше: за январь-апрель рост цен на бензин составил 7,6%, а рост инфляции — 6,3%.

Эксперты обещают: при нынешней обстановке 25-27 рублей за литр топлива — это скорее горькая быль, чем кошмарная сказка. Уже к осени литр бензина может стоить и все 30. Это наша реальность. И света на горизонте тут пока не видно. Таким образом, бензиновая задачка может стать первым серьезным тестом нового премьера на профессиональную пригодность.

Нефтепродукты на eOil.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Российская структура Shell передумала ликвидироваться
«Шелл Нефтегаз Девелопмент» решила не закрывать юрлицо — возможно, Shell допускает участие в ее в суде по иску Генпрокуратуры РФ
Танкеры с СПГ разворачиваются из Азии в Европу
Пять грузов СПГ перенаправляют из Азии в ЕС после остановки поставок российского газа в Австрию