Рубль и нефть: новое равновесие или нет

В последние две недели ситуация с рублем и нефтью выглядит более-менее стабильной, аналитики рассуждают, стоит ли ждать новой волны их падения или можно наконец перевести дух.

Ситуация на рынках остается не слишком внятной, но всё-таки в целом не слишком оптимистична – даже несмотря на небольшой разворот к лучшему, складывающийся днем. Уж очень сильно упало всё на наших рынках в первые два рабочих дня этой недели: индекс РТС за один только вторник потерял 4%, а в целом за 2 дня падение составило около 6%. Рубль тоже просел в понедельник и вторник – курс доллара вырос на ЕТС на 4,33 рубля, евро — на 5,36 рубля.

В среду ЦБ РФ установил курсы доллара и евро с повышением – но это было уже остаточным движением, так как на биржевых торгах курсы доллара и евро уже снижались. Так, утром доллар не сумел добраться до отметки 80 руб. (хотя и был в полшаге), а затем откатился примерно на 1,5 рубля ниже.

Если посмотреть на график курсов доллара и евро к рублю, построенный за период с начала года (или – за чуть более продолжительный период), то видно, что момент максимального давления на рубль приходится на начало третьей декады января, а далее начинаются «боковые» колебания со все сужающимся диапазоном: этот диапазон можно ограничить уровнями 75 рублей (снизу) и 80 рублей (сверху).

А если еще при этом посмотреть на график цен на нефть (Brent), то можно увидеть похожую картину и там: в начале третьей декады января нефть падала уровню $27,5 за баррель, а потом скорректировалась вверх и стала совершать «боковые» колебания, ориентировочно, ограниченные $30 и 35 за баррель.

Тем самым, долгосрочный, многомесячный тренд, неблагоприятный как для нефти, так и для рубля, вот уже почти две недели как не воспроизводится. Стоит ли вздыхать с облегчением? И рассчитывать, что дальнейшего падения не произойдет?

Для того, чтобы попытаться понять, отчего это зависит, вспомним, что одним из серьезных факторов отскока нефти вверх в конце января была активизация разговоров о том, что ОПЕК готова провести встречу с нефтедобывающими лидерами, не входящими в ОПЕК (в первую очередь – Россией) и договориться о сокращении поставок нефти. Даже назывались конкретные цифры сокращения – 5%.

Но сейчас среди аналитиков – всё больше скептицизма по поводу возможности договориться. Аналитики крупнейших банков, включая Credit Suisse, говорят о крайне низкой вероятности того, что страны действительно пойдут на снижение добычи – пишет Bloomberg. Накануне о высокой вероятности падения нефти к новым минимумам (из –за низкой вероятности заключения соглашения по сокращению добычи нефти) заявили и эксперты Goldman Sachs. «Goldman Sachs не исключает более широкого диапазона торгов $20-$40 за баррель в течение всей первой половины года. Инвестиционный банк утверждает, что ОПЕК упустила время, и сейчас слишком поздно ограничивать квоты», — отмечают ГК «Форекс Клуб».

Поэтому и прогнозы по рублю сейчас очень осторожны. По мнению экономистов Sberbank CIB Тома Левинсона, Владимира Пантюшина и Искандера Луцко, отскок рубля вряд ли будет устойчивым. «Падение цен нефти приостановилось, что может дать рублю некоторую передышку, однако вряд ли это продлится долго. Вероятность, что курс доллара будет расти и дальше, достаточно высока, хотя экспортеры стали активнее продавать валюту, что может несколько смягчить эффект», — отмечают они. По их мнению, нефтяной рынок в последнее время все более скептичен в отношении возможности заключения договоренности между Россией и ОПЕК о сокращении добычи, это является фактором, препятствующим росту нефти и, соответственно, ослабляющим позиции рубля.

Впрочем, это всё вовсе не означает, что падение рубля предопределено. Ведь, даже если о снижении поставок нефти не будет межстранового соглашения, вполне возможна ситуация, когда компании сами снизят поставки. Аналитик УК «Альфа-Капитал» Андрей Шенк пишет, что крупные нефтегазовые компании начали отчитываться по итогам 4 квартала 2015 года, в котором средние цены на нефть были минимальными за очень долгий период – в результате чего компании сокращают прибыль или даже показывают убытки.

Например, убыток BP за 2015 год составил 6,48 млрд долларов, и это при росте добычи нефти и газа до 3,28 млн баррелей в сутки или же на 4% относительно прошлого года. У Exxon Mobile ситуация чуть лучше, компания продолжает генерировать прибыль, но она сократилась по итогам 4 квартала на 58% (относительно 4 квартала предыдущего года). При этом в 2015 году эта компания произвела продукции на 3% больше в физическом объеме, чем годом ранее, порезав на 19% инвестиционные расходы по статьям «разведка» и «бурение», отмечает он.

«Хотя в целом по отрасли компании продолжают сокращать инвестиции, приведенные примеры показывают, что многие из них, несмотря на ухудшение финансовых показателей, наращивают добычу. Поэтому нефтяные цены и держатся низкими. Но чем дольше цены буду оставаться низкими, тем сильнее будет последующее падение добычи и рост цен», — указывает Шенк.

Так что же будет с курсом рубля? если судить по тем уровням, на которых курс «танцевал» последнее время, то можно, по крайней мере, с некоторой долей уверенности указать, каков может быть курс рубля при тех или иных ценах нефти. Так, если нефть, действительно, пойдет на новые минимумы, то, вероятнее всего, при $25 за баррель доллар поднимется до 85-90 рублей. Если же нефть поднимется еще и закрепится в районе $35-40 за баррель, доллар может отступить в диапазон 70-75 рублей.

Более оптимистичная для нефти и рубля картина, конечно, не исключена – но пока выглядит всё-таки как фантастика, считают эксперты «Интерфакс-ЦЭА».

interfax.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Как Венгрия и Турция добились исключения из санкций США для Газпромбанка
Послабления для покупки газа также могут получить и другие клиенты банка в Европе
Нефть. Цены по сортам на 26 декабря 2024
Индийские государственные нефтеперерабатывающие предприятия, закупающие российскую нефть, начали изучать возможности приобретения сырья на рынках Ближнего Востока.