Розничные цены на бензин в России снижаются в среднем на 2 проц в неделю
Розничные цены на автомобильное топливо в РФ продолжают снижаться, в среднем на 2 проц в неделю. При этом бензин марки АИ-95 дешевеет медленнее, чем «народный» АИ-92. На рынке нефтепродуктов случились первые казусы — «экзотический» АИ-80 на прошлой неделе подешевел сильнее других — на 2,4 проц, однако оптовые цены на него оказались выше оптовых цен на АИ-92. Дело в том, что НПЗ стали сокращать производство АИ-80, а спрос на него продолжает оставаться высоким. Ряд трейдеров стали приобретать низкооктановую марку, чтобы самостоятельно дотянуть ее до АИ-92. Возникает вопрос, не будут ли продавцы бензина «бодяжить» АИ-92, доводя его до марки АИ-95, и не получится ли так, что кризис снова сделает актуальным вопрос о качестве отпускаемого на заправках автомобильного топлива?
Как сообщает ПРАЙМ-ТАСС, на прошлой неделе в среднем по РФ АИ-92 подешевел на 2,2 проц, а АИ-95 на 1,7 проц. Что касается Москвы и ближайшего Подмосковья, то в конце прошлой недели самый дешевый бензин марки АИ-95 продавался на заправках ТНК — 21 руб 90 коп за литр, между тем 6-7 декабря АИ-95 здесь же стоил на 80 коп дороже. «Лукойл» продолжает реализовывать самый дорогой в столице и области бензин, отчасти торгуя своим имиджем, в частности, разрекламированным в последнее время образом компании, производящей в РФ самый качественный бензин. На АЗС «Лукойла» в минувшие выходные в розницу АИ-95 продавался по цене на уровне 23,30 — 23,50 руб в зависимости от месторасположения заправки. Что касается «Роснефти» и ТНК-ВР, то они продавали бензин на своих заправках на прошлой неделе за 22,90 — 23 руб за литр /АИ-95/.
Все выше перечисленные компании /наряду с «Газпром нефтью» и «Татнефтью»/ являются крупнейшими вертикально-интегрированными компаниями страны, занимающими до 85 проц оптового рынка нефтепродуктов. Напомним, что Федеральная антимонопольная служба /ФАС/ в октябре обещала применить в отношении нефтяников жесткие санкции в том случае, если они не скорректируют цены на бензин с мировой конъюнктурой на нефтяных рынках. В частности, 24 октября руководитель ФАС Игорь Артемьев предложил снизить цены на бензин на 2 руб с текущих /на момент октября/ цен, а затем заявил, что справедливая цена на бензин в РФ — 20-21 руб за литр /при этом И.Артемьев, скорее всего, имел ввиду розничные цена на «народный» АИ-92/. На тот момент цена на нефть на мировых рынках составляла порядка 70 долл за баррель, а сейчас цена «черного золота» «крутится» вокруг отметки в 45 долл за баррель. Таким образом, по самым грубым подсчетам /без учета производственных затрат на переработку нефти, налоговой составляющей, а также величины розничной маржи, которая сейчас составляет в РФ 64-111 проц от оптовых цен/, на заправках сейчас должны «красоваться» цены в 16 руб за литр /марка АИ-92/.
Схожие цифры на прошлой неделе назвал вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Он считает, что в январе бензин марки АИ-92 будет стоить 16-17 руб. «Такое падение вполне закономерно, учитывая резкое снижение оптовых расценок на топливо», — сказал он на заседании Комитета Госдумы по транспорту. По словам Е.Аркуши, со своих исторических максимумов оптовые цена на топливо снизились уже в 2 раза, в то время как розничные расценки упали лишь на 15-20 проц. «Такой разрыв в показателях можно объяснить сразу несколькими факторами: продавцы работают еще на старых закупках, розница всегда снижает цены медленнее, чем оптовики, а некоторые продавцы хотят как можно дольше держать завышенные цены», — подчеркнул он. «Значительная доля вины за медленное падение цен лежит на крупнейших игроках нефтяного рынка», — отметил он. «Если сравнить цены на независимых АЗС с расценками на заправках нефтяных компаний, то они ниже в среднем на рубль-полтора», — пояснил Е.Аркуша. Отвечая на вопрос депутатов о разнице в расценках на бензин в Москве и других регионах, представитель Российского топливного союза заявил: «В столице действует закон о качестве топлива, из-за которого цены на городских заправках выше, чем в других регионах». Однако, отметил он, зачастую качество нефтепродуктов на столичных АЗС значительно ниже заявленных стандартов. «К сожалению, и в Москве отсутствует система контроля топлива, которое поступает в розничную продажу», — констатировал Е.Аркуша.
В свою очередь И.Артемьев также сетует на непрозрачность российских нефтяных компаний. «Существует одна большая проблема — проблема непрозрачности российских нефтяных компаний. У них не разделена добыча с переработкой, а переработка со сбытом, — говорит он. — Посредническое звено в этих условиях непрозрачности — полукриминальное. Оно играет огромную роль в поставках нефтепродуктов. И вот эта посредническая маржа на внутреннем рынке тоже большая. Компании прекрасно знают, кто эти посредники, они прекрасно понимают, что те на этом зарабатывают». По словам И.Артемьева, все это «направлено против российского потребителя». «Эту систему нужно кардинально менять в целом», — добавил он.
Между тем, ФАС довольно ревностно относится к прогнозам относительно того, как будут вести себя цены на бензин в ближайшее время. В начале декабря ФАС потребовала от президента Союза нефтегазопромышленников Геннадия Шмаля осторожнее высказываться о ценах на бензин. Поводом для предупреждения стал прогноз Г.Шмаля, в котором он предположил, что к концу этого года бензин в рознице может подешеветь еще на рубль. Но большего снижения цен в России ожидать не следует, сказал Г.Шмаль, при этом допустив, что с начала 2009 года цены на бензин могут начать расти. ФАС сочла подобные высказывания противоправными, официально направив Г.Шмалю предупреждение об их недопустимости, «поскольку они дают сигнал нефтяным компаниям к соответствующим коллективным действиям на рынке». Комментируя это решение, представитель пресс-службы ФАС Сергей Носкович подчеркнул, что прогноз был сделан «не рядовым экспертом», а специалистом, к которому прислушиваются на рынке. В свою очередь закон о защите конкуренции запрещает физлицам, коммерческим и некоммерческим организациям осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, напомнили в ФАС.
Отметим, что «осужденный прогноз» расходится с прогнозом самой ФАС, которая ожидает в будущем году заметное снижение цен на бензин.
Нефтепродукты на eOil.ru