Рост цен на нефть не вернет Россию к экономическому росту
Экономический спад в России может углубиться, и за год падение достигнет 10,9% ВВП. Об этом говорится в опубликованном вчера докладе крупнейшего американского инвестиционного банка Goldman Sachs.
Главная идея доклада заключается в том, что один лишь рост цен на нефть, даже если он продолжится, не вернет Россию к экономическому росту — для него необходимо восстановление прежних объемов кредитования, пишет РБК-Daily.
В мае капиталовложения впервые с 1998 года снизились на 23,1% в годовом исчислении, указывает Goldman Sachs. Промышленное производство также перенесло рекордное сокращение — на 17,1%.
Главная идея доклада заключается в том, что один лишь рост цен на нефть, даже если он продолжится, не вернет Россию к экономическому росту — для него необходимо восстановление прежних объемов кредитования, пишет РБК-Daily.
В мае капиталовложения впервые с 1998 года снизились на 23,1% в годовом исчислении, указывает Goldman Sachs. Промышленное производство также перенесло рекордное сокращение — на 17,1%.
Фиксировать экономический спад продолжает и официальная российская статистика. Замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач заявил вчера, что ВВП в мае снизился на 11%, а за пять месяцев, с января по май, — на 10,2%, лишь 13,6 млрд долл., что на 44,6% ниже аналогичного периода прошлого года.
Росстат фиксирует падение оборота розничной торговли в мае на 5,6% к маю прошлого года.
Росстат фиксирует падение оборота розничной торговли в мае на 5,6% к маю прошлого года.
Goldman Sachs обращает внимание на очевидный факт: без восстановления прежних объемов кредитования дорожающая нефть к росту экономики России не приведет. С этим согласны российские эксперты.
Возможно, рост цен на нефть позволит восстановить кредитование в прежних объёмах и это будет способствовать экономическому росту?
Не думаю, что рост цен на нефть позволит восстановить кредитование в прежних объемах. Дорожающая нефть способна повысить уровень ликвидности, и увеличить доходы государства. А с другой стороны, она укрепит рубль, делая экспорт менее выгодным для наших производителей, к тому же, внутри страны цены также будут расти. Для восстановления экономического роста необходимо решение структурных проблем всей системы. Для того, чтобы восстановить нужные нам объемы кредитования, необходимо, во-первых, оказать помощь реальному сектору, чтобы повысить спрос (а для этого не было ничего сделано пока, кроме снижения ставки НДС и пошлин), во-вторых, улучшить структуру банковских пассивов, т.е. источников средств, привлекая больше вкладов населения, для чего необходимо стараться преодолеть кризис доверия, а в-третьих, официально признать назревающую проблему кризиса «плохих долгов», т.е. рост просроченной задолженности, способный вызвать вторую волну банковского кризиса. Иначе, на мой взгляд, ни о каком росте объемов кредитования не будет и речи.
Никакого кризиса доверия к банковской системе у населения нет. По словам первый заместителя председателя Центрального банка РФ Геннадия Меликьяна, приток вкладов физических лиц в банки РФ в январе-апреле 2009 года составил 6,6%. По прогнозу АСВ, в 2009 году приток вкладов составит 940 млрд рублей.
Что касается «плохих долгов» — так это в значительной мере долги нефтегазового комплекса и связанных с ним предприятий (металлургии, например). Малому бизнесу банки не давали миллиардные кредиты.
Да, я согласна, что по всем основным показателям банковской деятельности мы наблюдаем прирост. Но что Ваши проценты без динамики? А что если из этих процентов убрать долю Сбера, который пользуется наибольшим доверием со стороны населения? Дело в том, что за 2008 год произошло существенное замедление темпов роста по сравнению с 2007 годом. В 2009 году ситуация несколько улучшилась, но проблемы все равно не решаются. Кризис доверия есть. Причем это касается не только физических лиц, а вообще всех экономических субъектов: и компаний, и банков, и государства в целом.
А прогнозы, в особенности со стороны гос-ва и его корпораций, не могут быть негативными по определению. Они рисуют картину «как все хорошо, а будет еще лучше». И правильно делают=)
Что касается нефтяных и металлургических компаний, то источником их займов в значительной степени были иностранные банки. Да и это не столь важно. Кредиты берут все, начиная с малых предприятий, заканчивая крупными компаниями различных сфер экономики. Суть в том, что просрочка растет с большой скоростью. За первые два-три месяца этого года она увеличилась в 2-2,5 раза. И прогнозы дальнейшего развития ситуации, на самом деле, пугают. Например, «Ренессанс Капитал» полагает, что в лучшем случае уровень просрочки составит 18-20%, в худшем — 30% — — это полномасштабный банковский кризис. Standart and Poors пророчит 35% — оптимистический прогноз, 60% — пессимистический. А это уже катастрофа.
30% просроченных кредитов — это настоящий крах банковской системы. Никакая государственная поддержка не спасёт. Я всё же полагаю, что доля просроченных кредитов не превысит 10-12%.
Надеюсь, что Вы правы) Хотя, если использовать международные стандарты учета, то нынешний уровень просроченной задолженности уже составляет 10%. По русским — 4%.
Отчего возникает такая разница?