Россию и Иран обвинили в сдерживании роста цен на нефть

По мнению западных аналитиков, новые нефтяные контракты России и Китая могут сдержать рост цены до начала 2017 года.

Несмотря на замедление китайской экономики, нефтяной экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона будет расти. Как говорится в докладе аналитиков международной отраслевой консалтинговой фирмы Argus Media, с которым ознакомились «Известия», одним из драйверов роста импорта в АТР станет Россия, к 2025 году она увеличит экспорт в Китай (основной потребитель региона) с нынешнего 1 млн до 2,2 млн баррелей в день. Но увеличение российского экспорта существенно снизит темпы роста цен на нефть, из-за этого стоимость черного золота составит лишь $55 за баррель к 2017 году, считают в Argus.

Страны ОПЕК снижают поставки в Китай

Китай оказывает существенное влияние на рынок нефти. По данным концерна BP (goo.gl/6mrCUj), КНР в 2014 году он потребляла 12% от всей добывающегося в мире нефти (второе место после США с 20%), а в апреле 2015 года впервые перегнала по среднесуточным закупкам нефти (7,37 млн баррелей) бессменного лидера — США (7,2 млн баррелей). Сейчас страны АТР потребляют 30% всей производимой нефти.

По наблюдениям Argus, структура китайского нефтяного экспорта меняется последние несколько лет. Ведущие поставщики сырой нефти в Китай — Саудовская Аравия и Ангола — постепенно теряют долю рынка, зато она растет у России.

— Если в январе 2010 года доля Саудовской Аравии в импорте Китая составляла около 18-19%, то в июле 2015-го — уже порядка 13%, показатели Анголы за тот же период — 19% и 12% соответственно, — сказал «Известиям» старший вице-президент Argus Media по азиатскому региону Джим Николсон. — В то же время мы наблюдаем рост поставок в Китай из России, и нельзя сказать, что это позитивно скажется на мировых ценах. По итогам первой половины 2015 года Россия уже обошла Анголу (786 тыс. баррелей в день против 769,9 тыс.) и заняла второе место по поставкам нефти в Китай после Саудовской Аравии (1,07 млн баррелей в день), за год Россия нарастила поставки в Китай на 27%.

По прогнозам специалистов Argus, Россия будет оказывать отрицательное влияние на цены еще год, до сентября–октября 2016 года. Но с марта–апреля 2016 года ожидается прирост поставок иранской нефти, которые до конца года будут поддерживать профицит предложения на уровне 1 млн баррелей в сутки (сейчас, по оценкам Argus, перепроизводство составляет около 1,8 млн баррелей в день) — а без Ирана и вовсе был бы дефицит нефти. Иран уже является крупным поставщиком для Китая, средний показатель за этот год — около 700 тыс. баррелей в день, отмечает Николсон. Если Иран возобновит поставки нефти в европейском направлении в течение полугода-года, то с октября 2015 года по декабрь 2016-го стоимость барреля марки Brent вырастет всего на 5–6%, с нынешних $52 до максимум $55 за баррель.

— Россия начинает играть большую роль на рынках Азии. Если, как ожидают инвесторы, последние санкции с Ирана будут сняты уже в ближайшие полгода-год и на европейские рынки хлынет иранская нефть, можно прогнозировать, что Иран вместе с Россией будут оказывать наибольшее влияние на мировые котировки, чем США и страны ОПЕК, — подчеркнул Николсон.

Общая доля стран ОПЕК (в основном это Саудовская Аравия, Ирак, Венесуэла, Эквадор и Иран) в структуре китайского импорта неуклонно снижается. По данным агентства, с июля 2012 года по июль 2015-го она упала с 68% до 56%. При этом поставки Ирака в страну продолжает расти, замечает Николсон, за год они выросли на 30% (до 2,1 млн баррелей в день).

Кроме объема российских поставок, повлияют их цены

Роста нефтяного экспорта России в Китай стоит ожидать по нескольким причинам. Отечественные нефтяные компании наращивают добычу нефти и конденсата — к концу сентября дневная добыча составляла рекордные с 1991 года 10,7 млн баррелей в сутки, Минэнерго в то же время неоднократно заявляло, что ожидает роста поставок в страны АТР, указывается в докладе Argus. Этот рост будет обеспечен за счет действующих долгосрочных контрактов между «Роснефтью» и китайскими компаниями, добавил Николсон.

Самый крупный у «Роснефти» действует с CNPC, в 2009 году подписан контракт на поставку 15 млн тонн нефти в год в 2011–2030 годы, итого 300 млн т. Согласно условиям договора, китайская сторона предоставила «Роснефти» кредит на $15 млрд, «Транснефти» — на $10 млрд, который будет гаситься поставками сырья. Формула цены по этим контрактам до 2030 года не раскрывалась, но сообщалось, что цена в 2011 году, когда нефть стоила свыше $90 за баррель, составляла по контракту порядка $60 за баррель.

Второй контракт — о поставках 360 млн т нефти в течение 25 лет в Китай — «Роснефть» и CNPC подписали в июне 2013 года. Как и по первому контракту, была предусмотрена предоплата — $67 млрд, а общая сумма поставок был заявлена исходя из тогдашних котировок свыше $100 за баррель — $270 млрд. Также в 2013 году же было заключено соглашение с китайской Sinopec о поставке 100 млн т нефти в течение 10 лет. В сентябре этого года «Роснефть» договорилась о продаже до 2018 года еще по 4 млн т нефти в год китайский Chemchina, с ней же она имеет подписанный в июне этого года договор о ежемесячной поставке до 200 тыс. т нефти по трубе Восточная Сибирь – Тихий Океан (ВСТО) в течение одного года.

К 2019 году «Роснефть» планирует поставлять на экспорт в АТР около 40% добываемой нефти. По оценкам Станислава Митраховича из Фонда национальной энергетической безопасности, примерно 60% нефтяного экспорта в Китай занимают поставки «Роснефти», за ней идут «Газпром нефть», «Лукойл» и менее крупные компании.

— Восточное направление более выгодно российским компаниям, чем западное, доходность на 1 т поставленной нефти там выше на $50, — добавил он.

Через 20 лет экспорт российской нефти в страны АТР должен вырасти вдвое — до 110 млн т, указано в проекте энергостратегии России до 2035 года. При этом к 2020 году доля Китая в общей структуре российского нефтяного экспорта должна вырасти с нынешних 9% (все страны АТР занимают до 24% поставок) до 30%, заявлял глава Минэнерго Александр Новак в рамках Восточного экономического форума.

Снижение поставок России в ЕС и увеличение их в АТР началось еще в 2013 году — в ЕС они падали на 2%, на рынках АТР поставки росли на 5–6%, замечает директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов.

— По прогнозу Минэкономразвития, за год добыча в РФ вырастет до 530 млн т, то есть всего на 4 млн т по сравнению с 2014 годом, это капля в море по сравнению с переизбытком предложения от стран — членов ОПЕК. В большей степени на цены влияют именно они, сейчас они превышают квоту на добычу в среднем на 1,3 млн баррелей в сутки. Кроме того, квота не ограничивает добычу газового конденсата (близок по составу к нефти. — «Известия»), который страны тоже активно экспортируют, — говорит Громов.

Рост поставок Ирана и России, по его мнению, не окажет давления на текущие цены по той причине, что крупнейшие мировые нефтедобытчики еще в прошлом году начали урезать инвестиции в добычу, в этом году это сокращение достигает $170 млрд. Эффект от этого сокращения проявится как раз в 2017 году, а резкого увеличения добычи от Ирана никто не ждет — сначала требуется вложить деньги в пока законсервированные месторождения.

Многие эксперты, в том числе и западные, уверены в том, что цены на нефть достигли дна. Так, Credit Suisse в своем обзоре исключили дальнейшее падение цены нефти, объяснив это стабилизацией спроса, снижением добычи в странах, не входящих в ОПЕК, и тем, что Саудовской Аравии выгодно поддерживать цены на текущих уровнях. Аналитики же «ВТБ Капитала» полагают, что в 2016 году снижение производства нефти в странах за пределами ОПЕК приведет к нормализации б​аланса спроса и предложения, что приведет к росту котировок до $58 за баррель.

izvestia.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
WSJ: американский бизнесмен хочет купить подорванный «Северный поток — 2» (Видео)
Возможность купить «Северный поток-2» может появится в случае банкротства его оператора Nord Stream 2 AG.
Меркель: «Северные потоки» были нужны экономике Германии
Меркель объяснила, почему не остановила строительство «Северных потоков»