Россия зря стимулирует налогами нефтепереработку
Россия зря стимулирует налогами нефтепереработку, уверены аналитики инвестбанка UBS. И государству, и компаниям гораздо выгоднее вывозить сырую нефть
Нужна смена парадигмы»- так озаглавлен доклад нефтяных аналитиков UBS во главе с Дмитрием Лукашовым. Относительно низкие экспортные пошлины на нефтепродукты стимулируют их экспорт — такая политика ошибочна, пишет UBS. Переработка тонны сырой нефти, купленной в Роттердаме, на нефтеперерабатывающем заводе, аналогичном среднероссийскому, позволяет получить нефтепродукты, которые стоят на $24 дешевле исходного сырья, подсчитал Лукашов. Этот показатель уже год является отрицательным, передают «Ведомости».
Из России тоже выгоднее экспортировать сырую нефть, а не нефтепродукты: в первом случае выше доход и государства, и компаний, отмечает UBS. Если продолжать поддерживать экспорт нефтепродуктов, инвестиции в строительство новых нефтепроводов окажутся избыточными, считает Лукашов: их нечем будет заполнить. Не стоит стимулировать нефтепереработку и ради увеличения производства бензина внутри страны, отмечает UBS: удовлетворить внутреннюю потребность в бензине на пару десятилетий можно, если корзина нефтепродуктов, получаемая в результате переработки на российских заводах, будет такой же, как среднеевропейская. Налоговые условия экспорта нефти и нефтепродуктов будут равными, если разница между пошлинами уменьшится до $7 за тонну, говорится в докладе.
Экспортные пошлины на нефтепродукты гораздо ниже экспортной пошлины на нефть (см. графики на этой странице) и может показаться, что экспорт нефтепродуктов выгоднее, говорит замначальника отдела таможенных платежей Минфина Александр Сакович. Но нужно учитывать и расходы компаний на переработку, а также более высокие затраты на транспортировку, добавляет он. Вместе с тем благодаря развитию переработки компании избавляются от необходимости тратиться на освоение новых месторождений, часто труднодоступных. Ведь развивая переработку, компании получают продукт с более высокой добавленной стоимостью, считает Сакович.
Стимулируя переработку, государство решает ряд стратегических задач: в первую очередь экологические проблемы, а также снижает зависимость страны от внешних источников, развивает энергосберегающие технологии, реконструирует отрасль, экономит нефть, считает Сакович.
Задача Минэнерго — стимулировать и добычу, и переработку, в том числе налоговыми мерами, говорит сотрудник пресс-службы министерства. Снижение налогового бремени на продукты глубокой переработки (например, путем уравнивания экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты) позволит компаниям привлечь инвестиции в развитие технологий переработки, говорит представитель Минэнерго.
Даже на Ближнем Востоке, где налоговая нагрузка на экспорт нефти ниже российской и добыча дешевле, вовсю развивают нефтепереработку, говорит представитель одной из компаний: это позволяет получить большую доходность. Если не строить новые НПЗ, страна будет по-прежнему сильно отставать по качеству бензина и дизтоплива, отмечает он: это скажется на экологии и приведет к падению экспорта. Существующие НПЗ в большинстве случаев невозможно модернизировать до современного уровня, замечает он: нужно строить новые, поскольку многие находятся в черте города и не могут расширяться физически.
Сейчас мощности по экспорту нефтепродуктов развиты хуже, чем по экспорту нефти, говорит сотрудник нефтяной компании. Поэтому можно было бы сконцентрироваться на экспорте нефти и стимулировать компании покупать заводы с готовой инфраструктурой за границей, но это путь стран третьего мира, отмечает он.