Россия создала единый командный центр для борьбы с акционерами ЮКОСа
Борьба России с бывшими акционерами ЮКОСа теперь сосредоточена в одном «командном центре» — им стала практически неизвестная, созданная в 2015 году автономная некоммерческая организация под руководством бывшего дипломата.
Россия, вынужденная отбиваться от притязаний бывших акционеров ЮКОСа на зарубежных фронтах, впервые сосредоточила оборону в одном центре. Им стала автономная некоммерческая организация «Международный центр правовой защиты» (МЦПЗ). Дело ЮКОСа для нее станет первым: МЦПЗ была создана только в начале 2015 года. Тогда же акционеры ЮКОСа начали активно добиваться в западных судах исполнения решения международного арбитража в Гааге (в июле 2014 года он вынес решение о взыскании с РФ $50 млрд в пользу бывших мажоритарных акционеров нефтяной компании).
О том, что Минюст России заключил контракт с МЦПЗ на оказание комплексных услуг по координации всех юридических действий по защите российских госактивов от притязаний бывших акционеров ЮКОСа, РБК рассказал источник в правительстве. Еще два высокопоставленных чиновника ранее также говорили РБК о том, что разбирательства с ЮКОСом будет курировать специально созданная негосударственная структура. Адвокаты, работающие на Россию в зарубежных юрисдикциях, действительно получают инструкции от МЦПЗ и отвечают перед ним, подтвердил РБК партнер White & Case в Лондоне и Москве Дэвид Голдберг (White & Case — одна из таких фирм).
Потребность в едином координационном центре возникла после решения Гаагского арбитража о $50 млрд. Россия платить отказалась, после чего истцы начали полномасштабную «охоту» за суверенными активами с целью принудительного исполнения судебного решения.
Неизвестный защитник
Про МЦПЗ известно немногое. Организация была зарегистрирована в феврале 2015 года, следует из данных на портале Минюста. У нее два учредителя — Институт государства и права Российской академии наук (ИГП РАН), правопреемник Института советского строительства при Коммунистической академии, и Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ (ИЗИСП).
Возглавляет МЦПЗ бывший директор департамента экономического сотрудничества МИДа Андрей Кондаков. Этот пост он занимал с 2002 по 2007 год. Затем — до 2010 года — Кондаков был президентом Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР) — международной организации со штаб-квартирой в Греции. Под его руководством совет директоров банка одобрил 83 проекта на общую сумму €900 млн, говорится на странице Кондакова в LinkedIn. Также он входил в наблюдательный совет банка «Еврофинанс Моснарбанк».
Шесть стран и три юрфирмы
Сейчас МЦПЗ координирует судебные процессы в шести странах — Нидерландах (там Россия подала ходатайство в окружной суд Гааги об отмене арбитражного решения), Бельгии, Франции, Германии, Великобритании и США (в этих пяти юрисдикциях акционеры ЮКОСа добиваются признания и исполнения гаагского арбитражного решения). В каждой стране Россию защищают команды местных юристов: в США, Великобритании и Германии это международная White & Case, в Бельгии и Нидерландах — Hanotiau & van den Berg авторитетного профессора права Альберта Яна ван ден Берга, во Франции — De Gaulle Fleurance & Associés.
Партнер De Gaulle Fleurance Андреа Пинна подтвердил РБК, что его команда работает в интересах России во французских процессах по делу ЮКОСа, а Дэвид Голдберг из White & Case сообщил, что его лондонская команда работает над тем, чтобы воспрепятствовать исполнению гаагских решений в Англии.
Финансовые условия и другие детали контракта с МЦПЗ узнать не удалось. В системе госзакупок и в базе СПАРК контракта с этой организацией не числится. Пресс-служба Минюста в среду не ответила на запрос РБК. С представителями МЦПЗ, включая его гендиректора Андрея Кондакова, связаться не удалось.
Без штаба
В разное время международным делом ЮКОСа занимались различные ведомства (Минфин, Минюст, МИД и т.д.), единого центра принятия решений не было. Через некоторое время после поражения России в Гааге, в июле 2014 года, разобраться с экономическими последствиями вердикта было поручено первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Но учитывая, что дело ЮКОСа сопряжено не столько с экономическими, сколько с правоохранительными и политическими вопросами, Шувалов «не горел желанием» этим заниматься, говорит источник, участвовавший в обсуждениях. Роль первого вице-премьера, по его словам, была в большей степени экспертной.
О том, что все дела ЮКОСа решено передать в негосударственную структуру, РБК еще в июле рассказывал источник в правительстве. Эту организацию он описывал как «специальную контору по координации», куда будут переданы все разбирательства по ЮКОСу. «Мы выделили этот вопрос из госуправления, потому что не хотим, чтобы этим занимались органы власти», — пояснял собеседник РБК, добавляя, что созданная организация «будет получать от государства какую-то часть финансирования на оплату поручений по защите интересов РФ».
«Агрессивная кампания»
Истцы «ведут агрессивную кампанию по приведению в исполнение [гаагских] арбитражных решений по всему миру, предположительно с целью создать напряженность в отношениях Российской Федерации с другими суверенными государствами», — говорится в ходатайстве России в американский суд, поданном 20 октября (копия есть у РБК). В Бельгии и Франции бывшие акционеры ЮКОСа получили на руки судебные приказы ex parte, то есть выданные без участия другой стороны, об исполнении гаагского решения в июне этого года и декабре прошлого соответственно. Россия находится в процессе обжалования этих приказов, слушания будут проходить в 2016 году. Параллельно «юкосовцы» могут арестовывать подходящие российские активы в качестве обеспечительной меры (во Франции, например, с июня по июль 2015 года было произведено около 150 таких арестов).
Прежде всего анализируется риск ареста недвижимого имущества РФ, в частности всех зданий ФГУП «Госзагрансобственность», рассказывал летом источник РБК в правительстве. Под арест, по его словам, могут попасть и некоторые посольские здания из числа тех, у которых нет дипломатического иммунитета. Но стоят эти активы относительно недорого. Все имущество, которое можно арестовать, стоит не более $3–4 млрд, но никак не $50 млрд, утверждал собеседник РБК.
В Англии подобные аресты невозможны до тех пор, пока суд не примет окончательного решения о признании или непризнании арбитражных решений. Там Россия пытается доказать прежде всего, что исполнение решения Гаагского арбитража находится вне юрисдикции английских судов. Слушание дела по существу состоится не раньше ноября 2016 года, и, даже если суд подтвердит свою юрисдикцию, дальше начнется рассмотрение собственно вопроса о признании или непризнании гаагского решения.
Параллельно окружной суд Гааги рассматривает ходатайство России об отмене арбитражных решений. Возможности пересмотреть по существу прошлогоднее решение Гаагского арбитража у России нет: оно окончательное, и выигравшие акционеры ЮКОСа теоретически могут идти с ним в суды 150 стран-участниц Нью-Йоркской конвенции. Но у России есть шанс добиться отмены арбитражного решения в местном голландском суде по ограниченным основаниям (например, нарушение третейскими судьями своего мандата). Если голландский суд примет сторону России, суды в большинстве юрисдикций, скорее всего, откажутся исполнять арбитражное решение в пользу акционеров ЮКОСа. Правда, в таких странах, как Франция, Австрия или Бельгия, суды могут продолжить ориентироваться на вердикт арбитражного трибунала Гааги. 9 февраля 2016 года в окружном суде Гааги пройдут устные слушания по делу, в течение 2015 года стороны уже обменялись письменными аргументами, а решение суда будет вынесено, как ожидается, в апреле 2016 года.