Через год Россия прекратит транзит мазута через Эстонию
Как только терминал по перевалке мазута в порту Усть-Луга будет введён в эксплуатацию, Россия начнёт сокращать железнодорожные поставки в Эстонию этого продукта, пишет газета «Гудок». Как заявил вице-премьер правительства России Сергей Иванов в ходе осмотра порта Усть-Луга, год спустя поставки вовсе планируется прекратить.
Переориентация грузопотоков из портов Прибалтики и Украины на российские терминалы — давняя идея российских чиновников. Самый яркий эпизод в этой истории произошёл в мае 2007 года, после обострения отношений между Россией и Эстонией.
Между тем сегодня эстонское направление остаётся главным для вывоза мазута из России. По данным ОАО «РЖД», на него приходится треть объёма экспорта этого продукта.
В Эстонии российский мазут переваливается через терминалы компании Vopak EOS, которая была образована в 2008 году путём слияния мощностей, принадлежащих российскому «Н-Трансу» и датской компании Vopak. В прошлом году объём перевалки мазута через Vopak EOS составил 15,7 млн тонн.
Стабильность поставок объясняется тем, что в России сегодня нет мощностей, которые могут составить альтернативу таллинским мазутным терминалам. Соответствующие мощности ПНТ загружены, а терминал в Высоцке принадлежит «ЛУКОЙЛу» и переваливает нефтепродукты, произведённые на заводах этой компании.
Мощность мазутного терминала, который строится в Усть-Луге, составит 24 млн тонн в год. Его собственником стала швейцарская компания Gunvor, которая выкупила проект у ОАО «Зарубежнефть». Gunvor является одним из крупнейших экспортёров нефти и нефтепродуктов из России и входит в число трейдеров, покупающих сегодня мазут в Таллине.
Транспортировка мазута через Усть-Лугу будет выгодна участникам рынка.На эстонском направлении экспортируется продукт нефтеперерабатывающих заводов в Киришах, Рязани и Ярославле. Основной объём поставок — около 600 тыс. тонн в месяц — приходится на мазут «Сургутнефтегаза». Остальное приблизительно поровну делят между собой Рязанский и Ярославский НПЗ.
Короткое транспортное плечо между Киришами в Ленинградской области и Усть-Лугой действительно позволяет надеяться на то, что мазут Киришского НПЗ будет рентабельнее везти через российский порт.
Генеральный директор компании «Трансойл» подчёркивает, что вопрос рентабельности поставок связан не только с железнодорожной составляющей. Вместе с тем он утверждает, что компания будет перевозить все грузы, которые заявляют её клиенты, «в любом направлении».
По словам вице-премьера Сергея Иванова, общий объём инвестиций в строительство порта в Усть-Луге с 1999 года составил 60 млрд руб., из которых бюджетных средств — 8,7 млрд руб. Он уточнил, что в основном бюджетные средства расходуются на создание таможенного и пограничного терминалов. Сергей Иванов во время своего визита в порт Усть-Луга также рассказал, что предполагается вложить в развитие инфраструктуры порта ещё 55 млрд руб., из бюджета будет выделено около 16 млрд руб.