Россия ничего не потеряет в случае закрытия или отказа обслуживать российские грузы в порту Поти
Россия не понесет значительных потерь в объемах грузопотока через порт Поти (Грузия) в случае временного прекращения его функционирования или отказа от обслуживания российских грузов, считают аналитики, опрошенные ИА «РосФинКом».
Напомним, ИА REGNUM со ссылкой на главу департамента маркетинга и инвестиций порта Поти Звиада Чхиртиашвили сообщило, что 11 августа работа порта Поти остановлена после бомбардировки. «Насколько информация достоверна, будет известно к концу дня. В настоящее время грузинские порты Поти и Батуми паромы не принимают. Рейсы с назначением в Поти приостановлены, контейнеры будут направляться в Констанцу и Стамбул, и по возможности отправляться оттуда в Батуми», — отмечается в сообщении.
Аналитик агентства SeaNews Лилия Аксенова отметила, что говорить о серьезных экономический последствиях для России не стоит, поскольку объемы транзита российских грузов через паромное железнодорожное сообщение порт «Кавказ» (РФ) — порт Поти являются незначительными. Это связано, прежде всего, с недостаточно высоким уровнем функционирования порта «Кавказ». Говоря о возможности финансовых потерь для России, аналитик напомнила, что арабская компания «Рак Инвестментс», которая взяла Потийский порт в аренду на 49 лет, собирается подать на РФ в международный суд. Об этом заявил 9 августа журналистам Алан Мидлтон, генеральный директор компании, объяснив свое намерение бомбардировкой порта российской армией.
Больше всего от закрытия порта Поти, и других грузинских морских портов, пострадает не столько Россия или Грузия, а Азербайджан, подчеркнула Аксенова. По ее словам, основным элементом в структуре нефтеналивных грузов, перевалку которых осуществляет порт Поти, является дизельное топливо НПЗ имени Гейдара Алиева (Азербайджан). По расчетам аналитика, ежемесячно около 80 тыс. т нефтепродуктов идет из Азербайджана через порт Поти в среднеземноморские страны.
Кроме того, ситуация усугубляется последствиями начавшегося 5 августа и бушевавшего почти неделю пожара на турецком участке трубопровода «Баку-Тбилиси-Джейхан», сказала аналитик. Суточная перекачка нефти составляла 800 тыс. бареллей, и после отключения трубопровода непонятно, как Азербайджан будет доставлять это сырье на мировой рынок, сказала Аксенова.
По ее словам, Новороссийский морской торговый порт не сможет обработать такой объем нефтепродуктов, поскольку его пропускная способность ограничена примерно 100 тыс. бареллей в сутки. А терминалы в грузинских портах Батуми и Кулеви закрыты. «Азербайджан страдает в этой ситуации больше всех, такие большие надежды нельзя возлагать на Грузию, в которой такая нестабильная политическая обстановка», — подчеркнула аналитик SeaNews.
По оценке главы аналитического агентства InfraNews Алексея Безбородова, российских грузов порту Поти фактически нет. Паромное железнодорожное сообщение между портами «Кавказ» и Поти происходит раз в месяц и то, не с полной загрузкой. Объемы транзита грузов, которые идут через этот грузинский терминал, совсем небольшие: основная часть перевозится авиакомпаниями и некоторый объем — автотранспортом.
Аналитик ИК «Велес Капитал» Марина Иркли также уверена, что значительного снижения уровня грузопотоков не будет. Если и будут опасения в сокращении объема до каких-то критических значений, грузы будут переориентированы на другие порты Черного моря. Как это случалось с авиаперевозками грузов и почты между Россией и Грузией после временного прекращения воздушного и почтового сообщений в 2006 г.
«Российские авиакомпании справились с той ситуацией. Вряд ли самолеты будут простаивать и в нынешней ситуации», — убеждена аналитик. Кроме того, сказала она, существует надежда, что конфликт будет исчерпан в ближайшее время.
Нефтепродукты на eOil.ru