Россия хочет в ОПЕК, но технически не может снизить продажи нефти
У России есть желание войти в ОПЕК, но нет для этого технической возможности, сказал эксперт информационно-исследовательского центра «Панорама» Анвар Амиров в интервью «Полит.ру».
11 марта министр нефти Ирана Голям Хосейн Нозари сообщил, что существуют предпосылки для принятия России в качестве постоянного члена в Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК).
Стремление России попасть в ОПЕК связано с желанием влиять на нефтяные цены, которые играют большую роль в экономике страны. Как известно, за последние 9 месяцев цены на нефть резко понизились, и Россия заинтересована в том, чтобы эти цены не были на таком низком уровне, на котором находятся сейчас. Цены возможно повысить при условии коллективного сокращения добычи нефти организацией, которая обычно это делает — ОПЕК.
Кроме того, как заметил Амиров, многие страны, которые входят в ОПЕК, одновременно являются странами-экспортерами газа. «Тут тоже есть некий интерес, чтобы через ОПЕК попытаться улучшить отношения с этими странами в газовой сфере. Хотя газовая ОПЕК — это совсем другая организация, которую Россия сейчас пытается создать», — сказал эксперт.
Интерес стран ОПЕК в привлечении России понятен. Россия является крупнейшим экспортером нефти вне ОПЕК, поэтому страны-члены организации заинтересованы в том, чтобы такой крупный игрок, как Россия, все-таки играл вместе с ними по их правилам.
Участие в ОПЕК не ставит сильной зависимости от организации, ее решения не являются жестко обязательными. «Каждая страна вольна выполнять или не выполнять решение, но есть ее реноме, насколько твердо она выступает за те решения, которые сама же и принимала», — заметил эксперт. Например, сейчас Саудовская Аравия отказывается снижать квоты по нефти, поскольку предыдущее решение ОПЕК выполнили еще не все страны. «В этом смысле прямой зависимости от ОПЕК нет. Другое дело, что возникает моральная зависимость, и в будущем это может оказаться не всегда выгодным для России. Но всегда можно в рамках организации проголосовать против какого-то решения и не выполнять его на этом основании», — сказал Амиров.
По его словам, у России есть желание войти в ОПЕК, но нет технической возможности. «У нас есть очень сильное желание, чтобы повысились цены, но у нас нет технической возможности. Вернее, у нас большие сложности с тем, чтобы выполнять решения ОПЕК по снижению продаж нефти, потому что это можно выполнять двумя способами: либо останавливать скважины, либо хранить нефть в резервуарах», — сказал Амиров.
У России пока технически нет возможности, чтобы хранить нефть в резервуарах. А вопросы о снижении добычи нефти очень болезнены. Равномерно снижать добычу нефти или неравномерно, ведь нефть добывают в разных условиях? Кроме того, в России нефть добывается в Сибири, и там остановка добычи на скважине может привести просто к ее гибели, и тогда восстановление добычи нефти может оказаться очень дорогостоящим. «Так что технический вопрос самый сложный. Можно принять решение о том, что мы вступим в ОПЕК, но как мы будем выполнять решение ОПЕК о сокращении — это очень сложный вопрос», — заключил Амиров.