Россия. Для регулирования роста цен на топливо, есть законодательные рычаги.
Несмотря на заверения правительства, о том, что «нет экономической необходимости в повышении цен на бензин», в обществе растут тревожные ожидания. Прогнозы, появившиеся в СМИ, заставляют вспомнить о резком подорожании топлива в 2003 году, когда рост цен удалось остановить только после вмешательства Президента. Между тем, для регулирования роста цен есть немало и законодательных рычагов. В июле этого года «Единая Россия» приняла закон «О защите конкуренции», предусматривающий ответственность монополистов- производителей. Сообщает www.edinros.ru
Член комитета Госдумы по энергетике, транспорту, руководитель подкомитета по нефтяному комплексу, связи Евгений Галичанин:
— Впервые с галопирующим ростом цен на бензин мы столкнулись в конце 2003 года. Тогда рост цен удалось остановить только через год. В 2003 году решающим фактором, повлиявшим на рост цен на бензин, оказалась система налогообложения на нефть, которая была жестко связана с мировыми ценами на нефть. Поэтому нефть дорожала как на внешнем, так и на внутреннем рынке, что, конечно, было неприемлемо. Кроме того, в ходе наших проверок были обнаружены в ряде регионов элементы сговора руководителей бензозаправок. Другой серьезной причиной подорожания топлива стала монопольная структура нефтедобывающей промышленности. Большинство наших автозаправочных станций входят в вертикально интегрированные компании. Это практически убивает конкуренцию и представляет собой серьезную проблему ТЭКа, которую еще предстоит решить.
Тем не менее, 2003 год стал для нас хорошим опытом по недопущению подобных скачков цен на топливо. У нас появились конкретные механизмы мониторинга проблемы и контроля. Поэтому я не разделяю мнения, что подобная ситуация может повториться. В этом году рост цен пока составил меньше одного процента. Правда, отмечены определенные скачки цен по регионам. Например, в Хабаровском крае, на Камчатке здесь сыграла роль транспортная составляющая. С транспортниками будем разбираться.
Нынешние колебания цен вызваны повышением оптовых цен на нефть нефтепереработчиками, которое произошло этой зимой. Сразу это на розничном рынке не отразилось, и докатилось только сейчас. Сегодня мы готовы включить регуляторы, которые были подготовлены нашим комитетом в Госдуме. Были приняты следующие меры: Во-первых, с этого года изменен налог на добычу полезных ископаемых. Во-вторых, приняты соответствующие законодательные акты по недопущению изменения цен на дизтопливо, защищающие сельхозпроизводителя. В этой сфере включается государственный регулятор.
В третьих, созданы специальные подразделения при Антимонопольной службе. Они тщательно отслеживают изменение ситуации на рынке топлива. По последним данным, только в этом году заведено 157 дел на владельцев автозаправок, которых подозревают в сговоре. Я уверен, что в этом году галопирующего роста цен на нефтепродукты и бензин мы не допустим. Наша задача, чтобы цена на бензин не выходила за рамки коридора инфляции, и мы удержим рост цен на ГСМ в пределах 6-7%.
Нефтепродукты на eOil.ru