Российский рынок. Нефтяные компании оттягивают обвал цен на топливо, …
… однако первые убытки уже понесли на этой неделе.
Динамика цен на нефть продолжает следовать понижательной тенденции в связи с опасениями по поводу дальнейшего сокращения спроса на топливо, вызванными замедлением темпов роста мировой экономики и повышением курса доллара. Чтобы оценить силу «медвежьих» факторов на нефтяном рынке, стоит вспомнить условия, при которых котировки достигли исторических максимумов летом этого года.
Напряженный мировой баланс спроса и предложения в предыдущие два года, рост мировой экономики и падающий доллар стали хорошим фундаментом для спекулятивного капитала вести игру на повышение. Ипотечный кризис в США, низкая доходность от вложений на фондовых рынках заставили пенсионные и хеджевые фонды вести активные операции на товарных рынках с целью улучшения показателей своей доходности. Последствия не заставили себя ждать — взрыв роста основных сегментов товарного рынка. Нефть достигла небывалых высот.
Как события развиваются сейчас? Можно сказать, что рынок в данный период «остывает» и пытается определить уровень цен, оправданный с точки зрения фундаментальных факторов. Сейчас эксперты прогнозируют замедление темпов роста мировой экономики, и, как следствие снижение спроса на нефть. Курс доллара растет, а фондовые рынки достаточно упали, чтобы вызвать интерес инвесторов и спекулянтов. Все эти факторы, по всей видимости, не способствуют притоку денег на товарные рынки.
По оценкам экспертов портала eOil.ru первая значимая поддержка для нефти Light Crude oil находится в районе 107-110 долларов за баррель. Следующий уровень поддержки можно ожидать в зоне 97-100 долларов за баррель. А в случае появления признаков рецессии мировой экономики, стоимость «черного золота» может опуститься до уровня в 78-81 долларов за баррель.
Введение с 1 августа рекордной пошлины в размере 495,9 долларов за тонну уже значительно отразилось на доходности экспортеров нефти. Так за первую неделю августа они уже потеряли на тонне порядка 200 долларов и по ожиданиям специалистов это не предел. Восполнить потери экспортеры пытаются за счет внутреннего рынка и все свободные объемы, несвязанные долгосрочными контрактами поставок, направляются на переработку внутри страны. Как следствие на внутреннем рынке значительно увеличивается предложение, и, прежде всего, это касается дизельного топлива.
Крупные давальцы, по ранее заключенным контрактам, вынуждены опускать стоимость дизеля до 22500 руб./тн., что для них уже находится на пределе рентабельности, так как контракты на переработку и закупку сырья были заключены еще в июле.
Если посмотреть экспортную альтернативу на дизельное топливо, то на сегодняшний день она оценивается в пределах 18300-18500 руб./тн. Таким образом, на российский рынок сейчас выплеснулось дополнительное количество свободных объемов и попытки трейдеров удержать стоимость топлива в пределах 22500 руб./тн. становятся призрачными. Возникает ситуация, чем больше выжидаешь с реализацией нефтепродуктов, тем больше теряешь. Напомним, что еще два дня назад отпускная цена дизельного топлива с Уфимской группы заводов составляла порядка 24100-24200 руб./тн.
Индексы eOil.ru наглядно демонстрируют изменение Fair Value за последний месяц.
Заметное снижение цен на внутреннем рынке наблюдается и на бензин марки Аи-92, и лишь только бензин Аи-95 продолжает следовать против рынка. Цены на этот вид топлива за первые дни августа в целом по России несущественно выросли либо остались на прежнем уровне в связи с высоким спросом на бензин этой марки и недостатком свободных объемов. Стоит отметить, что дефицит на высокооктановые марки бензинов продолжается уже не первый месяц, доля выпуска высокооктановых бензинов в России за I полугодие 2008 года составила 16% от общего объема выпуска бензинов.
P.S. Участники портала eOil.ru на сегодняшний день оценивают экспортную альтернативу поставки нефти марки Urals с базисом FOB Приморск и Новоросийск на предельно низком уровне в 6700 руб./тн., что составляет почти половину стоимости июльской экспортной выручки. Для сравнения стоимость давальческой нефти, закупленной в июле с поставкой в августе на внутреннем рынке, составляла в среднем 10800 руб./тн. В подобной ситуации некоторые компании уже приняли решение о выходе из товарных позиций, опасаясь кризиса ликвидности, который может быть спровоцирован в банковском секторе в начале сентября, в следствии перетока предельно низкой валютной выручки в налоговые выплаты.