Российский бензин идет своим путем
Цены на автомобильный бензин в России медленно снижаются 29 недель подряд, никак не реагируя на динамику нефтяных котировок, скачки оптовых цен и спад продаж легковых автомобилей.
Судя по представленным Федеральной службой статистики данным, розничные цены на автомобильный бензин в России снижаются уже 29 недель подряд, то есть непрерывно на протяжении семи последних месяцев, слабо реагируя на колебания мировых цен на нефть и нефтепродукты. За апрель снижение составило в среднем 1,1 процента. Литр Аи-95, по данным Росстата, по состоянию на 27 апреля стоил в среднем 20,54 рубля, Аи-92 — 18,08 рубля, Аи-76 — 15,85 рублей.
В европейских странах изменения розничных цен на бензин в последние месяцы довольно точно повторяли динамику мировых цен на нефть. Например, вскоре после того, как нефть подешевела до 40 долларов за баррель и ниже, до минимального за последние несколько лет уровня упали и цены на бензин. А когда нефть вновь подорожала, подорожал и бензин на европейских автозаправках.
Российские оптовые цены на бензин, в отличие от розничных, демонстрировали заметные колебания. Например, в феврале они повысились сразу на 28 процентов, а в марте, наоборот, упали на 6,5 процента.
«Оптовые цены зависят и от колебаний ставки экспортной пошлины на нефть, и от расходов на транспортировку, и от динамики экспортных цен на нефтепродукты, — говорит аналитик инвестиционно-финансового дома «КапиталЪ» Виталий Крюков. — Поэтому в целом оптовый сегмент, скажем так, более рыночный, хотя как такового биржевого рынка нефтепродуктов в России просто нет, и розничные цены формируются в основном на уфимской группе НПЗ. В отличие от оптового сегмента, в розничном действуют другие факторы. Его отличают не только низкая конкуренция, но и олигополия, то есть региональный монополизм. В целом мы видим, что спрос в рознице более стабилен, чем в оптовом сегменте».