Российские тревоги ВР
Похоже, что ТНК-ВР, российская нефтяная компания, 50% которой принадлежат ВР, не сможет уложиться в срок, чтобы устранить вменяемые ей нарушения лицензии на пользование гигантским Ковыктинским газовым месторождением, и, возможно, останется без лицензии, — пишет The Economist.
Власти настроены бескомпромиссно и, похоже, намерены отдать месторождение государственному газовому монополисту «Газпрому». У ВР выбора практически нет, кроме как передать контрольный пакет акций «Газпрому» так, как это сделал возглавляемый компанией Shell консорциум иностранных фирм, осуществляющий проект «Сахалин-2». Однако по-прежнему жесткая переговорная позиция «Газпрома» в сочетании с недавними заявлениями российских властей указывает на явную возможность отзыва у ВР ее лицензии.
Выступая на пресс-конференции 6 марта, Анатолий Ледовских, руководитель Федерального агентства по недропользованию (Роснедра), заявил, что он «на сто процентов уверен» в том, что RUSIA Petroleum не сможет устранить нарушения лицензии на Ковыктинском месторождении к крайнему сроку, истекающему в мае. 62,4% компании RUSIA Petroleum принадлежит ТНК-ВР. В течение последних десяти лет она владеет лицензией на Ковыктинское месторождение, запасы газа которого оцениваются в 1,9 триллиона куб.м. Однако со времен дела «ЮКОСа» государство применяет административный ресурс для обеспечения принадлежащим ей компаниям «Газпром» и «Роснефть» более активной роли в нефтегазовом секторе. С усилением энергетического национализма в России проблемы у RUSIA Petroleum преумножились. Компания надеялась войти в партнерство с «Газпромом», чтобы получить возможность широкомасштабного экспорта газа с Ковыктинского месторождения в Китай, однако «Газпром» пока отклоняет все ее предложения. Теперь у RUSIA Petroleum неприятности из-за того, что ей не удалось произвести установленные лицензией объемы газа, и из-за нарушения российских правил строительства трубопроводов.
В этом году на Ковыктинском месторождении предполагается добыть 9 миллиардов куб. м газа для Иркутской области. В действительности будет добыт примерно 1 миллиард куб.м. Руководство ВР жалуется на то, что спрос в области значительно ниже расчетного и достигнет 2,5 миллиардов куб. м только к 2009 году. Не обладая возможностью экспорта и даже правом продаж непосредственно в России, RUSIA Petroleum не может найти покупателей своему газу, хотя компания уже готова начать поставки с месторождения. Тем не менее, в начале февраля ей дали три месяца на устранение нарушений лицензии.
В своих недавних высказываниях Анатолий Ледовских не ограничился предсказанием того, что RUSIA Petroleum провалит свою последнюю проверку. Он исключил возможность пересмотра условий лицензии в интересах компании, но добавил, что руководство Роснедр намерено проявить в этом вопросе гибкость в переговорах с новым держателем лицензии, которым, по почти всеобщему мнению, станет «Газпром». Ледовских подчеркнуто не объяснил, почему Роснедра не достигли подобного компромисса с RUSIA Petroleum.
Ледовских также намекнул на то, что «Газпром» ведет переговоры о получении доли в Ковыктинском месторождении, и заметил, что, по его мнению, вопрос будет улажен. Переговоры периодически ведутся на протяжении, по меньшей мере, двух последних лет, в течение которых ТНК-ВР пыталась убедить «Газпром» построить газопровод в Китай для того, чтобы продавать большую часть ковыктинского газа с прибылью за рубеж, а не на внутреннем российском рынке с его низкими ценами. ВР и ее партнеры по ‘RUSIA Petroleum’ даже предложили ‘Газпрому’ контрольный пакет акций месторождения в обмен на участие газового монополиста в проекте, что, как ожидается, должно гарантировать прекращение нападок российских властей на консорциум. Камнем преткновения, однако, является то, что RUSIA Petroleum приглашает «Газпром» участвовать в проекте на коммерческих условиях, а российский газовый гигант делать этого не намерен.
Вышеизложенное подталкивает к выводу о том, что RUSIA Petroleum разделит судьбу консорциума Sakhalin Energy в составе компаний Shell, Mitsui и Mitsubishi, который разрабатывает огромный нефтегазовый блок «Сахалин-2». В конце 2006 года перед лицом жесткого давления контрольных органов из-за нарушений лицензии и природоохранного законодательства эти иностранные компании согласились передать «Газпрому» 50 процентов акций проекта плюс одна акция стоимостью 20 миллиардов долларов за 7,45 миллиарда долларов как раз в то время, когда должна была начаться широкомасштабная добыча. Неясно даже, заплатит ли российская компания за акции сразу или нет. На ‘Газпром’ также не распространяется обязательство, согласно которому члены консорциума должны покрыть перерасход средств на сумму 3,6 миллиарда долларов, накопившийся по проекту «Сахалин-2».
ТНК-ВР уже потратила около двухсот миллионов долларов из запланированного миллиарда долларов на разработку Ковыктинского месторождения. При выходе на максимальный уровень производительности месторождение может обеспечить до 20 процентов торгового оборота компании в России, хотя в стоимостном выражении его доля будет меньше, поскольку добыча нефти обычно намного прибыльнее. Таким образом, ясно, что любая договоренность, нацеленная на участие «Газпрома» на весьма льготных для него условиях не будет выгодна компании RUSIA Petroleum и ее акционерам. Однако такое развитие событий было бы еще оптимальным. Для ВР это — часть ее усилий по продолжению работы в России. В этом году «Газпром» решил, что Rospan, дочерняя компания ТНК-ВР, сможет прокачать с западносибирского Ачимовского месторождения по газпромовским трубопроводам всего 1,7 миллиарда кубометров газа, тогда как в 2006 году квота была 2,5 миллиарда кубометров. Говорят, что «Газпром» стремится выкупить доли российских акционеров ТНК-ВР, чтобы таким способом заполучить половину компании. Нет никакой уверенности в том, что он удовлетворится пятьюдесятью процентами.
Наиболее вероятным представляется решение ковыктинской проблемы путем переговоров на условиях, чрезвычайно выгодных «Газпрому». Однако недавние заявления Анатолия Ледовских и Олега Митволя, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, свидетельствуют о возможности и более мрачной перспективы. В конце концов, Ледовских упомянул вероятность появления нового держателя ковыктинской лицензии — того самого, с которым руководство Роснедр готово пересмотреть ключевые условия соглашения. 1 марта Митволь высказался еще более прямо, заявив о том, что у RUSIA Petroleum следует просто отозвать лицензию.
В случае с Ковыктинским месторождением существует несколько доводов в пользу того, что отзыв лицензии возможен. Во-первых, в отличие от проекта «Сахалин-2» соглашение, определяющее условия осуществления данного проекта, не относится к соглашениям о разделе продукции. Во-вторых, RUSIA Petroleum вложила в проект не такие уж большие деньги — пару сот миллионов, а не несколько миллиардов, поэтому отзыв лицензии, возможно, был бы не столь скандален. В-третьих, Ковыктинское месторождение — полностью газовое и по этой причине полностью находится в сфере интересов «Газпрома», тогда как «Сахалин-2» включает в себя значительный нефтяной компонент, а российская нефтяная промышленность характеризуется более острой конкуренцией. В конце концов, у «Газпрома» больше влияния во всем, что касается Ковыктинского месторождения, потому что он управляет внутренними и экспортными поставками, а участники проекта «Сахалин-2» — Shell и ее партнеры — имеют возможность экспорта независимо от «Газпрома» или иных российских компаний.
Вышесказанное вполне может свидетельствовать о возможности участия «Газпрома» в проекте на чрезвычайно льготных условиях. Основным препятствием, сдерживающим амбиции российских энергетических националистов, считается опасение отрицательной реакции международного сообщества. Однако большинство наблюдателей было бы возмущены масштабом уступок, выжатых из иностранных операторов проекта «Сахалин-2», шесть месяцев назад. России подобные действия практически сошли с рук: опыт Shell, стоивший ей множества набитых шишек, похоже, не удержал другие компании от стремления к более глубокому участию в добыче энергоносителей в России, о чем свидетельствует недавняя заявка ConocoPhillips на участие в разработке Штокмановского месторождения вместе с «Газпромом». В существующей обстановке не следует удивляться, ежели рано или поздно иностранная компания, обладающая аппетитными активами, потеряет все. ВР остается надеяться, что этот день еще далек.