Российские танкеры ушли в офшор: вывозить нефть под флагом России некому

Правительство планирует обязать подконтрольные государству нефтегазовые компании вывозить нефть и газ на экспорт на судах под российским флагом. Однако даже у крупнейших государственных судовладельцев танкеры зарегистрированы в других странах.

Вице-премьер Юрий Борисов поручил на Морской коллегии проработать вопрос привлечения российского флота под экспорт нефти и газа компаний, подконтрольных государству. Как сообщает «Коммерсант», в Минтрансе считают, что в документы стратегического планирования можно включить директивные указания госкомпаниям по включению в договоры продажи энергоресурсов преимущественное право привлекать российский флот для их перевозок. «Как следует из проекта протокола по итогам коллегии, Минэкономики, Минэнерго, Минприроды и Минсельхоз должны проработать соответствующее предложение и доложить до 1 апреля. К 15 апреля они должны „проработать целесообразность и обеспечить внесение изменений“, предусматривающих закрепление грузовой базы за судами под флагом РФ, в ряд стратегических документов: стратегии развития энергетики, социально-экономического развития, экономической безопасности, развития минерально-сырьевой базы, развития судостроительной промышленности и другие», — пишет издание.

«Мера откровенно протекционистская, но, видимо, пришло время и для таких мер», — заявил вице-премьер.

При этом в Минтрансе не смогли пояснить «Коммерсанту», какой процент грузов должен быть закреплен за судами под российским флагом. Год назад ведомство предлагало установить обязательство в 50%.

В «Роснефти», «Газпроме» и «Газпром нефти», а также в министерствах «Коммерсанту» не ответили на запросы. В свою очередь, в крупнейшей в России судоходной компании «Совкомфлот» отметили, что вопрос приоритетного доступа судов под российским флагом к национальной грузовой базе соответствует мировой практике, в этом смысле компания поддерживает инициативу Минтранса.

EADaily изучило регистрацию танкерного флота российских компаний и выяснило, что идея правительства сейчас не осуществима по той причине, что в стране почти нет необходимых судов под российским флагом.

Например, у «Совкомфлота» почти все 65 танкеров по перевозке нефти и СПГ ходят под флагами других стран. Даже газовоз «Кристоф де Маржери», работающий на проекте «Ямал СПГ», имеет кипрскую прописку. Нефтяные танкеры при этом в основном ходят под либерийским флагом. Исключения есть, но их немного. Например, нефтяной танкер «Михаил Лазарев», который обслуживает «Газпром нефть».

«Кристоф де Маржери» доставил российский СПГ в Испанию под кипрским флагом. Иллюстрация: marinetraffic.com.

Танкер «Приморье» работает в Персидском заливе между Фуджейрой в ОАЭ и иракской Басрой под либерийским флагом. Иллюстрация: marinetraffic.com.

Такая ситуация может объясняться тем, что регистрация судов под флагами других государств или «удобными флагами», как говорят специалисты, проще и дешевле. «Для судовладельцев преимущества применения удобного флага заключаются в следующем: за невысокую плату они получают низкие налоговые ставки и регистрационные сборы, причем все процедуры, касающиеся регистрации судна происходят по максимально упрощенной схеме и в самые сжатые сроки. Стандартное время регистрации судна под удобным флагом занимает около недели, — говорится на сайте юридической фирмы „Ремеди“ из Санкт-Петербурга. Она специализируется на поддержке клиентов по правовым и коммерческим вопросам, связанным с морским правом. — Регистрация под удобным флагом обладает определенными преимуществами для судовладельца относительно налогообложения, как правило, налоговые ставки в таких государствах существенно ниже, чем в морских державах. Страны открытой регистрации предоставляют судовладельцам определенные преимущества при эксплуатации судна. В частности, это таможенные льготы, применение упрощенных схем при совершении сделок по продаже судна, сохранение анонимности крупных должностных лиц судоходных компаний и конфиденциальности проведения коммерческих операций».

Десять лет назад в российских СМИ писали, что девять из десяти нефтяных танкеров российских компаний ходят под флагами других государств. Среди причин, почему суда ходят не под российским флагом, называли высокие расходы и забюрократизированность.

Однако не все танкеры российских компаний ходят под другим регистром. Так, например, все пять танкеров «Роснефтефлота», который входит в «Роснефть», имеют российскую прописку.

В «Совкомфлоте» не ответили на запрос EADaily о причинах того, что флот компании ходит под чужими флагами.

Перевод судов, перевозящих нефть и газ, под российский флаг будет крайне болезненным, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. «Судоходные компании выбирают тот флаг, под которым им удобно ходить с точки зрения простоты оформления документов, а главное — с экономической точки зрения. Но со стороны государства мы также видим последовательную политику на разностороннее импортозамещение в сфере морской перевозки углеводородов», — говорит эксперт. Он замечает, что ранее правительство приняло положение об использовании отечественных судов для транспортировки нефти и газа по Севморпути, хотя и там в итоге были даны исключения. В частности, для судов компаний, вывозящих СПГ с «Ямал СПГ».

«Тем не менее государство заставляет компании размещать заказы на российских верфях. Тоже самое будет происходить и с флагами на судах: власти будут убеждать судовладельцев использовать российский флаг», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ, добавляя, что государство должно предложить конкурентоспособные условия, при которых использование российского флага станет «удобным».

eadaily.com

 

Прогноз биржевых цен с 2 по 6 марта 2020

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Трейдеры опасаются непредсказуемого влияния политики Трампа на нефть
Рынок нефти ждет первых шагов Трампа: пошлин и ограничений на экспорт РФ и Ирана
Bloomberg: рекордный импорт золота Индией может оказаться фейком
В ноябре Индия импортировала золота на рекордные $14,8 млрд (+330% г/г).