Российская нефть потечет в Китай через казахский НПЗ
«Транснефть» ожидает, что в 2007 году по трубопроводу между Казахстаном и Китаем будет прокачано 7 млн тонн российской нефти. Однако прокачка нефти из России в Казахстан сейчас ограничена. По мнению отраслевых экспертов, актуальным рост поставок в Казахстан для российских нефтяников может быть только в случае скрытых поставок нефти в Китай, позволяющих обойти экспортные пошлины.
Вчера президент компании «Транснефть» Семен Вайншток заявил, что не исключает возможности прокачки уже в следующем году 7 млн тонн российской нефти по казахско-китайскому нефтепроводу Атасу–Алашанькоу. Трубопровод проектной мощностью 10 млн тонн официально сдан в эксплуатацию в декабре 2005 года. К 2011 году его мощности могут быть расширены до 20 млн тонн. Предполагалось, что нефтью трубу обеспечат месторождения Кумкольской группы в Казахстане и российские поставки из Западной Сибири.
В октябре 2005 года «Транснефть» сообщила, что «Роснефть» подала заявку на транспортировку в этом году по трубопроводу Атасу–Алашанькоу 1,2 млн тонн нефти. Однако поставки так и не были начаты. В «Роснефти» говорят, что пока компания сосредоточилась на экспорте нефти в Китай по железной дороге (по долгосрочному контракту до 2010 года «Роснефть» обязалась ежегодно поставлять китайской CNPC 8,9 млн тонн). В августе вице-президент ТНК-BP Энтони Консидайн сказал, что компания готова поставлять в трубопровод нефть с Верх-Тарского месторождения. Однако для этого нужно завершить строительство нефтеналивного терминала мощностью 3 млн тонн в Барабинске (запланировано на середину 2007 года).
Однако не исключено, что нефтяников ограничивает сама «Транснефть». Поставки российской нефти в Атасу–Алашанькоу могут осуществляться по трубопроводу Омск–Павлодар–Чимкент. Проектные мощности участка Омск–Павлодар составляют 26 млн тонн, Павлодар–Чимкент (на этом участке расположен Атасу) – 10 млн тонн. Однако мощности трубопровода сильно недозагружены: в прошлом году по нему было прокачано 3,6 млн тонн. В январе–сентябре, по данным ЦДУ ТЭК, российские компании прокачали в Павлодар и Чимкент 1,66 млн тонн и 309 тыс. тонн соответственно. Еще в 2004 году президент «Транснефти» Семен Вайншток говорил, что в системе Омск–Павлодар существуют избыточные мощности по транспортировке нефти объемом 6,8 млн тонн. Тем не менее полгода спустя господин Вайншток уже заверял, что для приема нефти здесь «технических возможностей нет». «Транснефть» не раскрывает причины, но по данным специалистов, поставки в китайском направлении потребуют ввода в эксплуатацию ряда насосно-перекачивающих станций, и вопрос заключается в том, решит ли «Транснефть» инвестировать в расширение Омска–Павлодара.
По мнению аналитика ИФК «Солид» Дениса Борисова, объемы поставок, о которых говорит господин Вайншток, актуальны только до завершения строительства трубопровода Восточная Сибирь–Тихий океан. «И если сотрудничество при поставках в Атасу–Алашанькоу не будет среднесрочным и долгосрочным, ‘Транснефть’ не пойдет на реконструкцию Омска–Павлодара или заложит в тариф инвестиционную составляющую, что сделает направление менее экономически привлекательным»,– полагает аналитик.
Однако у российских нефтяников есть дополнительный стимул для работы на этом маршруте. Сегодня таможенные соглашения между Россией и Казахстаном и Казахстаном и Китаем открывают возможность для непрямого экспорта в Китай, поскольку в обоих случаях не предполагают уплаты пошлин. Одним из направлений российских поставок является Чимкентский НПЗ, 50% которого принадлежит компании PetroKazakhstan, купленной осенью прошлого года китайской CNPC. Как рассказали несколько участников рынка, нефть, которую PetroKazakhstan закупает для нужд НПЗ, на самом деле отправляется в Китай. По материалам КоммерсантЪ.