Российская нефть не греет Европу
Цены на российскую нефть в Европе уже начали превышать стоимость сорта Brent, а поставки снизились до 10-летнего минимума. Рассчитывавшие на более дешевое сырье заводы в Западной Европе теперь снижают прибыльность. Таковы последствия переориентации российских производителей на азиатские рынки и на увеличение переработки внутри страны. Схожая ситуация сложилась и в США — на маржу техасских НПЗ давит повышение цен на нефть WTI, пишет Газета.
Поставки российской нефти в Европу снизились до 10-летнего минимума. Российские нефтяные компании предпочитают экспортировать переработанные нефтепродукты, а также увеличивают экспорт в Китай, пишет The Financial Times.
В июле экспорт российской нефти в европейские страны должен составить 2,1 млн баррелей в день, свидетельствуют контракты на транспортировку сырья.
В ЕС российская нефть Urals уже продается с премией к цене физических партий североморской нефти (Dated Brent, используется для расчета цены на российские сорта нефти), свидетельствуют данные агентства Platts.
На фоне политической нестабильности в Египте и ожидании увеличения поставок в США цены на нефть на мировых рынках на этой неделе начали расти. На 7:36 по мск августовские фьючерсы на Brent стоили $105,5 за баррель, WTI — $101,35.
Urals — сорт российской экспортной нефтяной смеси, которая обычно торгуется с дисконтом к Brent, так как является более тяжелой в переработке. Поэтому с увеличением цены на российскую нефть издержки европейских НПЗ увеличиваются. Несколько заводов в Греции (Hellenic Petroleum), Испании (Repsol) и Португалии (Galp) провели модернизацию специально для переработки тяжелой нефти. «Когда цена (на более тяжелую нефть) сравнима с Brent, НПЗ получают небольшую прибыль», — объясняет аналитик Bank of America Merrill Lynch Лаура Уэбстер.
Подобные проблемы возникли и у американских нефтепереработчиков — маржа НПЗ в Техасе резко снизилась из-за роста цены на нефть WTI, пишет Reuters. Если в 2012 году разница в цене между WTI и Brent была около $20 за баррель, то сейчас — $3–4.
Меньшие издержки несут НПЗ в Юго-Восточной Европе и в Финляндии: заводы компаний Neste Oil (Финляндия), PKN Orlen (Польша) и MOL (Венгрия) перерабатывают большее количество российской нефти. Кроме того, некоторые заручились стабильными поставками. Так, в июне PKN подписала с «Роснефтью» соглашение на $7 млрд об импорте нефти по трубопроводу «Дружба» до июня 2016 года. Подобные твердые долгосрочные контракты могут частично сгладить нехватку сырья и увеличить экспорт нефти в Европу на 100 тыс. баррелей в день, подсчитал управляющий директор JBC Energy Дэвид Уэч.
Российские производители между тем продолжают наращивать экспорт в Китай.
В частности, «Роснефть» подписала 25-летний контракт на увеличение поставок в эту страну с нынешних 15 млн т в год до 37,8 млн т. Сумма сделки — $270 млрд.
«С точки зрения россиян, перенаправлять экспорт на Азию с ее растущим спросом благоразумно, но это создает нехватку нефти в Европе, где к тому же снижаются поставки с месторождений Северного моря», — пояснила Financial Times аналитик Energy Aspects Амрита Сен.
Еще один фактор, играющий против европейских НПЗ, — рост переработки нефти в России. С 2005 года показатель увеличился на 25% — до 5 млн баррелей в день. Поэтому российские компании предпочитают вывозить в Европу дизельное топливо и другие нефтепродукты с большей добавленной стоимостью, чем у сырой нефти.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________