«Роснефть» расторгла контракт «Башнефти» с ЛУКОЙЛом на 400 млрд руб.

Через две недели после покупки контрольного пакета «Башнефти» «Роснефть» решила расторгнуть ее соглашение с ЛУКОЙЛом о закупке нефти на три уфимских НПЗ и продаже нефтепродуктов. Общая сумма этих договоров составляла около 400 млрд руб.

Досрочный разрыв

Как стало известно РБК, всего через две недели после покупки контрольного пакета «Башнефти» (50,08%) у Росимущества «Роснефть» решила расторгнуть ее крупные договоры с ЛУКОЙЛом — на закупку нефти и встречную продажу нефтепродуктов.

«Благодарим за развитие крепких деловых отношений и поддержку продуктивной работы между нашими компаниями. Предлагаю вам рассмотреть возможность расторжения с 1 ноября 2016 года соглашения от 3 июля 2015 года по поставкам нефти и продаже нефтепродуктов», — говорится в письме президента «Башнефти» Андрея Шишкина, которое он отправил 25 октября вице-президенту ЛУКОЙЛа Валерию Субботину (РБК ознакомился с его текстом).

Соответствующее уведомление направлено также «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукту» и нефтетрейдеру Litasco, подконтрольному ЛУКОЙЛу, говорится в письме Шишкина. Представители «Роснефти» и ЛУКОЙЛа подтвердили РБК, что такое письмо было отправлено.

В июле 2015 года «Башнефть» договорилась о покупке у «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукта» нефти на сумму до 192 млрд руб. для загрузки своих НПЗ — «Башнефть-УНПЗ», «Башнефть-Новойл» и «Башнефть-Уфанефтехим», сообщала компания. Тогда же Litasco заключил с «Башнефтью» соглашение о покупке нефтепродуктов для продажи на экспорт на общую сумму 193,3 млрд руб. Таким образом, общая сумма контрактов составляла около 400 млрд руб. Договоры были заключены до 31 января 2017 года, с возможностью продления до 31 июля 2018 года, указывала «Башнефть». До заключения этих контрактов компания объявила тендер на поставку 10,8 млн т нефти на эти три уфимских завода.

«Роснефть» буквально на следующий день после покупки «Башнефти», 13 октября, полностью сменила ее руководство, назначив новым президентом Андрея Шишкина (совмещает эту должность с постом вице-президента «Роснефти»). Тогда же главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин заявил журналистам, что «Роснефть» «полностью управляет ситуацией» в новой «дочке» и начала знакомиться с ее контрактами, для того чтобы обеспечить «преемственность в работе».

ЛУКОЙЛ поддержал предложение «Роснефти» досрочно расторгнуть эти соглашения, сказал РБК представитель госкомпании: «В настоящее время компании работают над оформлением юридической документации для закрытия договоров». Добровольное расторжение контракта не предусматривает штрафные санкции для какой-либо из сторон указанной сделки, подчеркнул он. Источник в ЛУКОЙЛе это подтвердил, но отметил, что официальный ответ «Роснефти» еще не отправлен.

Соглашение о поставках нефти предусматривало, что заводы «Башнефти» могли ежемесячно покупать у структуры ЛУКОЙЛа от 300 тыс. до 700 тыс. т нефти в месяц в зависимости от своих потребностей (гибкий опцион), рассказал РБК источник, близкий к одной из его сторон. «Башнефть» должна была информировать о желаемых объемах не позднее чем за за пять дней до момента поставки. В среднем поставки составляли около 6 млн т нефти в год, добавил он. А Litasco, в свою очередь, закупал ежемесячно около 250–300 тыс. т нефтепродуктов (дизельное топливо и мазут) и продавал их на экспорт.

«Мало кто из поставщиков нефти предлагает такие гибкие условия, так как большинство компаний заинтересованы в подтвержденных объемах закупок нефти», — подчеркнул собеседник РБК. По его словам, теперь ЛУКОЙЛ направит нефть, предназначенную для заводов «Башнефти», на экспорт.

Вместе в НАО

«Башнефть-полюс» — совместное предприятие «Башнефти» (74,9%) и ЛУКОЙЛа (25,1%) — ведет разработку месторождений им. Требса и Титова в Ненецком автономном округе, доказанные запасы которого составляют 240,2 млн барр. (данные на 31 декабря 2015 года). «Башнефть» получила лицензию на него в начале 2011 года за 18,5 млрд руб. Она привлекла ЛУКОЙЛ в качестве партнера, потому что ему уже принадлежала необходимая для разработки этих месторождений инфраструктура, а также терминал Варандей. На этой неделе Ростехнадзор проводит внеплановую проверку этого СП, после того как компания закончила возводить объекты капитального строительства на месторождениях, сообщала Генпрокуратура.

В НАО у «Башнефти» и ЛУКОЙЛа есть еще одно совместное предприятие — «Восток НАО», которое они создали на паритетных началах в апреле 2014 года. Со стороны «Башнефти» в СП включены лицензии на Восточно-Падимейский, Няриояхский, Саватинский, Сабриягинский и Янгарейский участки. Со стороны «ЛУКОЙЛ-Коми» — Верхнеянгарейский и Северо-Ярейягинский участки. Решение о разработке эти участков планируется принять в 2018 году.

Замена ЛУКОЙЛу

По итогам 2015 года «Башнефть» переработала на своих заводах 19,1 млн т нефти, а добыла 19,9 млн т. Но еще в 2014 году она перерабатывала нефти больше, чем добывала (21,7 млн и 17,8 млн т соответственно), поэтому ей приходилось закупать часть объемов у конкурентов, причем значительная часть приходилась на ЛУКОЙЛ.

Представитель «Роснефти» не ответил РБК, почему компания решила досрочно прервать соглашение с ЛУКОЙЛом и чем планирует заменить его нефть на заводах «Башнефти».

Заводы «Башнефти» — одни из самых современных в России, поэтому перерабатываемая на них нефть должна соответствовать высоким стандартам качества, замечает источник, близкий к одной из сторон сделки между этой компанией и ЛУКОЙЛом. Собственная нефть «Башнефти» с ближайших к заводам месторождений в Башкирии содержит до 3% серы, что затрудняет ее переработку на НПЗ, указывает он.

После покупки «Башнефти» «Роснефть» решила отказаться от части ее контрактов, чтобы загрузить заводы собственной нефтью, предполагает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. К тому же она может купить сырье у других компаний, работающих в Западной Сибири (для уфимских НПЗ пригодна нефть именно из этого региона), добавляет он. В первом полугодии 2016 года «Башнефть» приобрела у контрагентов 4,083 млн т западносибирской нефти, говорится в отчете компании по МСФО.

При поставке нефти на башкирские НПЗ в первом полугодии ЛУКОЙЛ мог получать премию примерно в $2,5 за баррель по сравнению с поставками на экспорт (экспортный нетбэк), предполагает управляющий GL Financial Group Сергей Вахрамеев. То есть из-за досрочного расторжения контракта компания недополучит $27 млн за три месяца или около $108 млн за год, подсчитал он. Впрочем, близкий к одной из сторон соглашения источник утверждает, что трейдерская премия составляла лишь $2–3 с тонны, или $0,3–0,4 за баррель, то есть в шесть–восемь раз меньше.

Когда у «Башнефти» сменился собственник, президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов заявил журналистам, что не видит рисков для совместных проектов с этой компанией. «Нет, конечно. Мы с «Роснефтью» имеем совместные предприятия и на Азове, и на Каспии. У нас никогда не возникало вопросов. Надеюсь, здесь так же будет», — сказал тогда он (цитата по ТАСС). А пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев тогда так прокомментировал журналу Forbes перспективы дальнейшего сотрудничества с этой компанией: «Мы будем изучать вопрос, в том числе со стороны корректных законных процедур. Есть комплект разных сделок, среди которых есть явно неоднозначные, скажем так, сделки. Сейчас преждевременно говорить». В четверг вечером не удалось получить его комментарий.

РБК

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Экспорт СПГ из США в Европу будет расти по мере роста цен на газ в Европе
В то время как базовые цены на природный газ в Европе достигли годового максимума, их премия по отношению к базовым ценам на газ в США значительно превысила средние показатели за 2024 год, что свидетельствует о том, что американские экспортеры СПГ, вероятно, еще больше увеличат поставки в Европу, чтобы воспользоваться преимуществами растущего спрэда.
Азиатский СПГ достиг максимума в этом году
Спотовые цены на сжиженный природный газ в Северной Азии подскочили до самого высокого уровня в этом году на фоне усиления конкуренции со стороны Европы за топливо для тепло- и электростанций.