«Роснефть» поворачивает ВСТО на себя

«Роснефть» попросила ФАС изменить тариф по нефтепроводу Восточная Сибирь — Тихий океан для своей восточносибирской нефти, надеясь сэкономить на этом. Затраты компании на транспортировку действительно уменьшатся, могут выиграть и ее китайские покупатели. Но в результате могут пострадать другие нефтяники и владеющая трубопроводом «Транснефть».

Президент «Роснефти» Игорь Сечин обратился к главе ФАС Игорю Артемьеву с просьбой пересмотреть тариф на прокачку нефти по восточным участкам ВСТО. Сейчас на весь нефтепровод установлен сетевой тариф — то есть компании платят за пользование системой вне зависимости от расстояния, на которое фактически прокачивается их нефть. «Роснефть» же в письме, копия которого есть у “Ъ”, отмечает, что в ВСТО увеличивается доля нефти с месторождений Восточной Сибири (в основном это месторождения «Роснефти»), и поскольку они ближе, то сетевой тариф на прокачку уже в 1,4 раза больше, чем если бы он рассчитывался по фактическому расстоянию прокачки (т. н. линейный тариф). «Роснефть» добавляет, что в 2017 году сетевой тариф по ВСТО вырос на 4%.

В связи с этим компания просит ФАС рассмотреть вариант применения для нефти из Восточной Сибири в направлении порта Козьмино и Китая тарификации по участкам. То есть фактически установить линейный тариф. Тогда удельные расходы «Роснефти» должны сократиться, а «Транснефть» может недополучить тарифную выручку, либо же выпавший объем выручки будет перераспределен на других пользователей ВСТО.

Предложения «Роснефти» будут рассматриваться на совещании в ФАС 26 октября. В нефтекомпании и «Транснефти» ситуацию не комментируют, в ФАС подтвердили получение письма. Источник “Ъ” на рынке отмечает, что, если будет введен линейный тариф, расчетная стоимость транспортировки от Сковородино до Козьмино должна составить около $25 на тонну. Разница в стоимости транспортировки нефти между Сковородино (откуда начинается отвод в Китай) и Козьмино является одной из составляющих формулы цены поставок нефти «Роснефти» в Китай. Сейчас, в рамках сетевого тарифа, эта разница отсутствует, но если ввести линейный тариф, цена нефти при поставке по Сковородино—Мохэ может существенно снизиться, так как затраты на транспортировку по этому маршруту станут меньше, чем в Козьмино. Кроме того, экспорт на восток с месторождений центральной Сибири может потерять привлекательность, и нефть может быть переориентирована в западном направлении — на Черное море и Балтику, говорит собеседник “Ъ”.

«Роснефть» в 2013 году договорилась с CNPC о поставках 31 млн тонн нефти по ВСТО, а затем соглашение было продлено до 31 декабря 2023 года и расширено (с 1 января 2017 года по конец 2023-го поставки должны составить 70 млн тонн, 21 млн тонн уже был поставлен по предыдущему контракту). В начале сентября «Роснефть» заключила пятилетний контракт с CEFC «Хуасинь» на 10 млн тонн нефти в год. Сейчас компания прорабатывает с «Транснефтью» возможные маршруты поставок. В целом поставки в адрес Пекина должны составить в 2017 году 40 млн тонн нефти, заявлял Игорь Сечин, в 2018 году — 50 млн тонн.

Андрей Полищук из Райффайзенбанка считает, что шанс добиться изменения тарифа на конкретных направлениях у «Роснефти» есть, но небольшой. Он напоминает, что были случаи, когда компания получала персональные преференции, как, например, с льготами на Самотлор. «По ВСТО прокачивают нефть множество производителей, изменение тарифа коснется их всех»,— говорит эксперт. По его мнению, давать очевидное конкурентное преимущество одной компании было бы как минимум несправедливо.

www.kommersant.ru

 

Прогноз ценовых колебаний с 23 по 27 октября 2017 читайте здесь.

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Запасы газа в подземных хранилищах Европы опустились ниже 75%
Газ на бирже в Европе торгуется по цене около $490 за 1 тыс. куб. м
Venture Global не хочет поставлять СПГ европейским компаниям и в 2025 году
Venture Global надеется на продление форс-мажора на заводе Calcasieu Pass в следующем году