«Роснефть» планирует нарастить присутствие в нефтесервисном секторе
«Роснефть» планирует увеличить свое присутствие в нефтесервисном секторе, став первой в России нефтяной компанией, которая решила радикально пересмотреть свое отношение к сервисному бизнесу, и развернуть тренд последних десятилетий.
Основные игроки сектора предоставляют услуги по бурению и ремонту скважин. В России этот рынок поделен между российскими и иностранными игроками, которые используют для предоставления услуг импортное оборудование. Западные санкции сделали невозможным импорт оборудования для добычи нефти для ряда проектов, заставив российские компании задуматься об экспансии в нефтесервисный сектор и производстве оборудования.
«В ближайшие пять лет компания планирует увеличить долю собственного бурового сервиса с 40% в прошлом году до 75-80%», — заявил глава Роснефти Игорь Сечин в среду на собрании акционеров, которое состоялось в преддверии Санкт-Петербургского экономического форума.
Сечин рассказал, что «Роснефть» приобрела ряд активов в нефтесервисном секторе в прошлом году, воспользовавшись экономическим кризисом, который привел к снижению цен на привлекательные активы.
Новый вектор на развитие собственного нефтесервисного бизнеса — «вынужденная мера», сказал глава «Роснефти». Компания в прошлом году столкнулась с ценовым сговором на рынке нефтесервисных услуг, после чего приняла решение по развитию собственного сервисного бизнеса, поясняет Сечин. По его мнению, «это было абсолютно правильным решением».
Рынок ждут перемены
Мировой нефтесервисный сектор в целом ждут перемены, считает аналитик PWC Вирен Дошила. Выступая на собрании акционеров Роснефти он заявил, что в период низких цен на нефть и падения спроса на услуги сервисные компании должны реструктурировать свой бизнес.
«Они не уйдут с рынка», — считает эксперт, но бизнес претерпит изменения вслед за изменением на мировом нефтяном рынке.
Модный тренд первой половины 2000-х по выведению за периметр вертикально интегрированных холдингов сервисных подразделений был необходимым элементом в борьбе компаний за увеличение капитализации. Сокращение производственных расходов /как индикатор успешности компаний и составляющая для роста их стоимости — прим ред/ за счет выделения и продажи сервисных подразделений тогда казалось наиболее понятным и простым решением. По этому пути пошли многие: ЛУКОЙЛ, ТНК, и Сибнефть /сейчас Газпром нефть/. Только одна российская компания — Сургутнефтегаз — как всегда была вне модных трендов, сохраняя и приумножая сервисную составляющую в структуре своего бизнеса.
Расчет был прост: на 3-5 лет компании получали гарантии по стоимости услуг от новых владельцев нефтесервисных компаний, и могли ждать формирования рынка и появления конкуренции. Вместо этого игроки рынка стали диктовать цены нефтяным компаниям.
Не так давно глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов не исключал, что период падения цен на нефть дает новые возможности для крупных сделок по слиянию и поглощению. Он уверен , что сделка по покупке Shell британской BG — не последняя.
Российский рынок нефтесервиса тоже жил в ожидании завершения сделки по покупке мировым гигантом Shlumberger 46% Eurasia Drilling Company, но сделка пока ожидает одобрения правительственной комиссии по иностранным инвестициям.