«Роснефть» готовится обнулить поставки с месторождения Ванкор в систему «Транснефти»
«Роснефть» планирует с 2024 года прекратить отгрузку 15 млн тонн нефти Ванкорского кластера в нефтепровод ВСТО, перебросив их на север. Взамен ВСТО может получить лишь 4 млн тонн, добываемых СП «Роснефти» с Equinor. Эксперты полагают, что ВСТО, являющийся премиальным маршрутом для российских нефтекомпаний, заполнят в любом случае. Однако прокачка по системе «Транснефти» сократится, и потенциальные потери компании по EBITDA могут составить 11–20 млрд руб. в год.
«Роснефть» 25 ноября объявила о строительстве нефтепровода для проекта «Восток Ойл», новая труба должна обеспечить «реверс» нефти Ванкорского кластера. «Роснефть» планирует перенаправить нефть Ванкора на север, построив трубопровод до планируемого отгрузочного терминала в бухте Север на западном побережье Таймыра. Сейчас нефть Ванкора сдается в нефтепровод ВСТО, входящий в систему «Транснефти».
Как прокомментировал “Ъ” советник главы «Транснефти» Игорь Демин, «в перспективном планировании с 2024 года, формирующемся на основе прогнозных заявок от нефтекомпаний, поступление объемов с Ванкорского кластера в трубопроводную систему не предусмотрено».
«Куда они будут переориентированы, нам неизвестно»,— отметил он. На 2023 год, по словам господина Демина, предусмотрена сдача в систему «Транснефти» 15 млн тонн нефти с Ванкора. Он добавил, что «Роснефть» обещает в 2024 году компенсировать 4 млн тонн в год поставок в ВСТО за счет нефти «Севкомнефтегаза» (СП «Роснефти» и Equinor, осваивает Северо-Комсомольское нефтегазоконденсатное месторождение в ЯНАО).
Нефтепровод с Ванкора на север — часть проекта «Восток Ойл», в рамках которого «Роснефть» к 2024 году планирует отгружать 30 млн тонн нефти Ванкорского кластера и Пайяхской группы по Севморпути.
«Исходя из опыта строительства ВСТО, лично я сомневаюсь, что «Роснефть» в столь короткие сроки сможет построить трубопровод на 770 км и нефтеналивной терминал в условиях сибирского Заполярья»,— говорит Игорь Демин. В «Роснефти» заявили “Ъ”, что не комментируют операционную и коммерческую деятельность, при этом «безусловным приоритетом является стабильность поставок на внутренний рынок, обеспеченность сырьем НПЗ компании, а также исполнение контрактных обязательств».
В компании отметили, что нефть «Восток Ойла» обладает премиальным качеством, по характеристикам значительно превосходит эталонные сорта Brent и ESPO (сорт, поставляемый по ВСТО). Это позволит получать дополнительную маржу от ее поставок по Севморпути, тогда как в трубе сырье от разных поставщиков смешивается, снижая качественные характеристики. «Кроме того, регулярный пересмотр транспортных тарифов в сторону повышения снижает экономическую привлекательность трубопроводных поставок»,— заявили в «Роснефти».
В результате переброски нефти Ванкора «Транснефть» потеряет 11 млн тонн нефти в год (более 2% от уровня прокачки в 2019 году).
В 2020 году из-за ограничений ОПЕК+ «Транснефть» уже снизила прокачку нефти на 8,8%, до 442,3 млн тонн, в этом году рассчитывала транспортировать 445 млн тонн с увеличением на 2% в 2022 году. Выбытие ванкорской нефти может стать для «Транснефти» аргументом в пользу ускоренного роста тарифов либо снижения дивидендов: государство требует от компании не менее 50% от чистой прибыли по МСФО. В Минфине заявили “Ъ”, что «пересмотр дивидендной политики «Транснефти» не обсуждался», в ФАС на запрос “Ъ” не ответили.
Кроме того, уход ванкорской нефти с низким содержанием серы может привести к ухудшению качества нефти как в ВСТО, так и в системе в целом. Если для заполнения ВСТО объемы Urals с месторождений Западной Сибири будут сняты с поставок в западном направлении, это может привести к росту содержания серы и в Urals, и в ESPO. По словам источника “Ъ” в отрасли, плотность нефти «Севкомнефтегаза» ниже, чем на Ванкоре, а содержание серы выше: первый фактор будет работать на рост цены нефти, второй — на снижение.
К 2024 году даже с учетом ухода нефти Ванкора объемы транспортировки через систему «Транснефти» вырастут за счет общего роста добычи, считает Сергей Гарамита из Райффайзенбанка.
По его оценке, при уходе из системы 11 млн тонн недополученная EBITDA «Транснефти» в 2024 году может составить около 20 млрд руб.
При этом аналитик ожидает, что в 2024 году общая EBITDA «Транснефти» составит около 495–500 млрд руб., а прибыль — около 180 млрд руб. По его мнению, дивидендным выплатам «Транснефти» ничто не угрожает, ведь свободный денежный поток с учетом чистых процентов покроет около 80% от чистой прибыли (при 270 млрд руб. капвложений без НДС). Тем не менее компания может использовать факт недополученной EBITDA как аргумент для увеличения тарифов.
Выпадение 11 млн тонн эквивалентно потере 11,5 млрд руб. EBITDA в 2024 году (2%), полагает Анна Стекольщикова из «ВТБ Капитала». По ее мнению, загрузка ВСТО едва ли сократится, поскольку нефтекомпании перенаправят на маршрут нефть с западного направления. Однако, в отличие от господина Гарамиты, аналитик полагает, что общий объем прокачки «Транснефти» уменьшится, если только не взлетит добыча на других месторождениях, «что маловероятно».
Прогноз биржевых цен с 29 ноября по 3 декабря 2021