Резерв топлива дорого обойдется «Роснефтегазу»

Государство начало готовиться к зимнему скачку спроса на дизельное топливо. Хотя соответствующее постановление правительства еще не подписано, госрезерв уже вовсю создается. Госкомпания «Роснефтегаз» заключила соглашения с нефтяными компаниями и в ближайшие два месяца планирует закупить 2 млн тонн зимней солярки — двухмесячную норму потребления в стране.
Порядок формирования и распоряжения коммерческим резервом нефтепродуктов (не путать со стратегическим, которым распоряжается «Росрезерв») уже разработан. Сейчас он проходит межведомственное согласование, рассказал источник в Министерстве энергетики.
Резерв предлагается формировать в «низкий» сезон. Летом закупать зимнюю солярку, а зимой — бензин. Продавать запасы будут в тех краях и областях, где начинает ощущаться нехватка топлива. Например, как в Алтайской крае в конце апреля 2011 г., когда за несколько дней продавать 92-й бензин прекратили почти все АЗС.
Проект создания резерва еще дорабатывается и уточняется. Например, в середине августа предлагалось проводить интервенции не только при сокращении запасов в конкретном регионе ниже 15-суточного, но и при подорожании какого-то нефтепродукта в рознице на 10% и более в течение 30 дней. Также предлагалось запастись не только дизельным топливом, но и авиационным керосином, говорит источник Известий. Но потом отказались и от контроля за ценами, и от керосина.
Предполагается, что объем резерва на год будет определять правительство, а постоянная рабочая группа при правительстве — номенклатуру, объем и цену приобретения и хранения на каждый месяц. Закупать топливо «Роснефтегаз» должен за счет собственных и заемных средств, без привлечения бюджетного финансирования. Для ускорения реагирования созданные запасы распределят между регионами.
Условия проведения интервенции топлива из резерва определены строго. Как только запасы падают ниже 15-суточных, Минэнерго должно в течение двух дней проинформировать правительственную рабочую группу. И уже она в течение еще трех дней может принять решение о проведении интервенции — включая: регион продажи, ассортимент топлива, объем и цену продажи. В тот же день распоряжение получит «Роснефтегаз», который должен начать действовать немедленно. Таким образом, «норма реакции» составит всего пять дней и запас топлива в регионе даже в худшем случае не упадет ниже 10-суточного. Следить за ситуацией постоянно должны Минэнерго, Федеральная антимонопольная служба и местные власти.
Опираясь на прогноз Минэнерго, в резерв уже до 1 ноября направят 2 млн тонн зимнего дизельного топлива. Покупать его «Роснефтегаз» должен у нефтяных компаний по текущим рыночным ценам.
В 2011 г. в России, по прогнозу Минэнерго, будет продано 11,3 млн тонн дизельного топлива. То есть двухмиллионный резерв составит 17,7% от годового потребления. Создание столь значительного запаса влетит оператору резерва в копеечку.
Доходы государственного «Роснефтегаза» почти полностью формируются за счет дивидендов крупнейших нефтяной и газовой компаний страны — «Роснефти» и «Газпрома» («Роснефтегазу» принадлежит 75,16% акций «Роснефти» и 10,74% акций «Газпрома»). В этом году «Роснефть» распределила между акционерами 29,3 млрд рублей, выплачены они были до 9 августа. На долю «Роснефтегаза» в них пришлось 22 млрд рублей. «Газпром» направил на дивиденды 91,1 млрд рублей, перечислены они были до 29 августа. «Роснефтегазу» из них досталось 9,8 млрд рублей. Итого: 31,8 млрд рублей.
Солярка, как известно, продукт сезонный. Ее зимнюю разновидность (а именно ее государство собирается залить в резервы) НПЗ сейчас почти не производят, поэтому цена выставляется только на летнее дизельное топливо. 26 августа солярка, если брать оптом, стоила в среднем 23 386 рублей за тонну. Значит, на два миллиона тонн «Роснефтегазу» придется потратить 46,8 млрд рублей. Это на 15 млрд рублей больше, чем получила компания в виде дивидендов. Как может быть компенсирована немаленькая разница — пока не понятно. Если взять эти деньги в одном из госбанков по льготной ставке в 7% годовых в рублях, то процентные платежи в расчете на год составят дополнительные 1,05 млрд рублей. Плюс наверняка «Роснефтегазу» придется потратиться на оплату хранения запасов, пишут Известия.
Создать систему резервирования топлива было поручено 8 июля на совещании, которое премьер Владимир Путин провел в городе Кириши. Там чиновники пытались понять, как в крупнейшей нефтедобывающей стране в мире этой весной мог возникнуть дефицит топлива и что нужно делать, чтобы такого больше не повторялось.
Фактически на создание резерва мобилизована вся отрасль. «Роснефтегаз» заключил рамочные соглашения с «Роснефтью», «Газпром нефтью», «Зарубежнефтью», «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродуктом», «Сургутнефтегазом», ТНК-ВР, группой «Альянс». С августа по октябрь они уже готовы поставить 686 тыс. тонн зимней солярки.
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
7 комментариев
  1. Интересно, а по каким ценам данное топливо затем будет поставляться на рынок?

    1. Наверное по рыночным ценам, иначе никто не купит.

  2. Сергей Львович, а если рыночные цены будут ниже закупочных?
    Как тогда будет себя вести руководство «Роснефтегаза»?
    Из какаго бюджета будет производиться компенсация разницы в цене, затраты на хранение и процентной ставки в 7%?

    1. Из какого источника может покрывать убытки государственное предприятие? Только из бюджета. Не напрямую, конечно, будет придумана специальная схема.

  3. Читаю Вашу переписку, коллеги, и диву даюсь.
    Кто-то еще читает из правительства мнение участников рынка?
    Каким нужно быть «близоруким», что бы свято верить в то, что цены зависят только о сезонного фактора.
    А если цены зимой пойдут вниз? Что делать с закупленным летом дизельным топливом?
    И вдруг на фоне снижения цен сложится дефицит, которого все так боятся?
    Тогда «Роснефтегаз» прямым способом спровоцирует рост цен, «выбрасывая» топливо на рынок по закупочным ценам. Ах, да… еще стоимость хранения и использование чужих денег нужно приплюсовать к цене.
    Таким образом данная структура, под великим названием «Роснефтегаз», способна только в лучшем случае сезонные ценовые колебания сгладить, и плюс к этому разогнать цены на топливо выше процента инфляции!
    Одного не могу понять — Зачем такая тупая схема понадобилась правительству???

    1. Есть ли вообще сезонное колебание цен? Сезонность влияет на потребление нефтепродуктов. Но ведь это легко прогнозируется и должно компенсироваться изменением поставок.

    2. Зря вы называете схему «тупой». Для осуществления закупок будет создана структура с множеством «тёплых» мест. Хорошее госфинансирование и никакой ответственности.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Путин и Фицо обсуждали возможности поступления в Европу газа из России
Глава МИД отметил, что такие обсуждения вызваны экономическим интересом некоторых стран
«Газпром» оценил рост потребления газа в мире
«Газпром»: в 2024-м потребление газа в мире выросло более чем на 100 млрд куб. м