Разведка довнесла
Государственная компания «Роснефть» вчера ответила на вопрос о том, почему она не подпустит никого к Ванкорскому нефтяному месторождению в Красноярском крае. Как сообщил Интерфаксу начальник департамента геологоразведочных работ, лицензирования и разработки месторождений компании Михаил Скворцов, запасы нефти составляют 490 млн тонн, тогда как по состоянию на начало 2006 года этот показатель составлял 270 млн тонн. «Новые показатели были защищены перед квалифицированной комиссией («Роснедр») в конце минувшей недели», — сказал он. Теперь становится понятным, почему президент «Роснефти» Сергей Богданчиков минувшим летом заявлял, что компания будет разрабатывать это месторождение самостоятельно и не подпустит к нему иностранцев. Ранее, как известно, на «Ванкор» претендовала французская Total, однако лишилась опциона на 52% акций в проекте, проиграв все суды. Недавно первый вице-премьер Сергей Иванов предлагал индийским компаниям инвестировать в Ванкорское месторождение, но по итогам визита Владимира Путина сообщалось, что индийские компании обсуждали с «Роснефтью» лишь совместную работу на проекте «Сахалин-3».
«Роснефть» получила Ванкорское месторождение в 2003 году, поглотив Anglo Siberian Oil Company (ASOC). В начале 2000-х годов лицензии на Ванкорский и Северо-Ванкорский нефтяные блоки числились на компаниях «Енисейнефть» и «Таймырнефть», входивших в состав ASOC. Летом 2003 года Anglo Siberian договорилась продать Total 52% акций «Енисейнефти» и 60% акций «Таймырнефти». Но сделка так и не была оформлена, так как почти сразу после этого сама ASOC была поглощена «Роснефтью». Total решила продолжать переговоры с госкомпанией, но успеха не добилась. В итоге в 2004 году французская компания подала на Anglo Siberian в суд, требуя реализации опционов по ванкорским проектам. Подробности судебных разбирательств стали известны лишь в мае прошлого года из отчета «Роснефти» за первый квартал по US GAAP, согласно которому Total потребовала от Anglo Siberian 640 млн долл. компенсации. «Роснефть» эти иски оспорила, ссылаясь на то, что «условия, при которых должна была быть осуществлена продажа, не наступили», говорилось в отчете. Основные слушания по искам были завершены еще в конце 2005 года. А в октябре прошлого года арбитражный суд Брюсселя решил, что у Total нет никаких оснований требовать долю в месторождениях.
Тем временем «Роснефть» активно инвестировала в геологоразведку месторождения и его разработку. По итогам прошлого года она даже перевыполнила собственный план на 200 млн долл., вложив 1 млрд долл. А президент компании Сергей Богданчиков месяц назад говорил, что назвал бы «Ванкор» «не месторождением, а группой месторождений, где «Роснефть» за последние три года прирастила сырьевую базу до такой степени, что сейчас вполне корректно говорить об открытии первой в постсоветский период нефтегазоносной провинции». «Когда мы приобрели данный актив, доказанные запасы Ванкорского месторождения оценивались всего в 40 млн тонн, — говорил он. — Сегодня мы доказали, что запасы нефти превышают здесь 400 млн тонн. Запасы природного газа — более 100 млрд кубометров. Таким образом, создана достаточная сырьевая база для того, чтобы иметь здесь весьма высокий уровень добычи на протяжении длительного времени. И сегодня мы можем уверенно говорить о планах добычи порядка 30 млн тонн нефти в год. Это уникальный проект для России, да и по мировым масштабам он входит в десятку крупнейших реализуемых в настоящее время нефтегазовых проектов».
В «Роснедрах» вчера «Времени новостей» подтвердили факт увеличения запасов на Ванкорском месторождении. «В начале этого года «Роснефть» уже прошла госэкспертизу (этих запасов) и теперь ставит эти данные на баланс «Росгеолфонда», — рассказал источник в агентстве. — В этом нет ничего удивительного, ведь компания сейчас проводит детальную доразведку этого месторождения. Так что не исключено, что на следующий год запасы «Ванкора» смогут еще увеличиться». При этом источник отметил, что аналогичная картина сейчас складывается по многим российским месторождениям, на которых ведутся геологоразведочные работы.
Аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров говорит, что увеличение запасов Ванкорского месторождения ставит его в один ряд с такими российскими гигантами, как Самотлорское, Ромашкинское и Приобское. Нефть на Ванкорском месторождении, по его словам, с достаточно низким содержанием серы. При этом, по его данным, начальные геологические запасы «Ванкора» составляли 7,3 млрд баррелей (около 1 млрд тонн) нефтяного эквивалента. И это только по Ванкорскому и Северо-Ванкорскому месторождениям, говорит он, которые недавно были признаны одним месторождением. «А ведь в этом регионе у «Роснефти» есть лицензии еще на 14 блоков, там еще на 5 млрд баррелей (почти 700 млн тонн) запасов», — указывает г-н Нестеров.
В связи с ростом запасов г-н Богданчиков недавно говорил о резком росте инвестиций в проект. До сих пор «Роснефть» вложила в проект 1,5 млрд долл., столько же ожидается по итогам этого года. Хотя ранее компания планировала вложить лишь 1 млрд долл. в этом году (что составляет треть всех инвестиций «Роснефти»). Необходимость активно развивать этот проект возникла потому, говорит г-н Богданчиков, что нефть с Ванкорского месторождения должна заполнять первую очередь трубопровода из Восточной Сибири на побережье Тихого океана. При этом благодаря разведке и последующей добыче на 14 участках около Ванкорского месторождения, по его словам, можно будет заполнить и вторую очередь этого нефтепровода, т. е. довести прокачку до 80 млн тонн в год.