Провал переговоров России и Белоруссии, где А. Лукашенко не удалось договориться ни о газе, ни о нефти, в Белоруссии воспринят серьезно
Провал переговоров президентов России и Белоруссии, на которых Александру Лукашенко не удалось договориться ни о снижении цен на газ, ни о сохранении доходов от нефтепереработки, в Белоруссии воспринят серьезно. Президент Белоруссии отказался от традиционных резких комментариев в адрес России, а оппозиция заявила о происходящем как о готовящемся «аншлюсе» республики Россией. На то, чтобы согласиться с требованиями России, у Минска осталось 13 дней.
Напомним, основными темами переговоров Владимира Путина и Александра Лукашенко в Москве, приуроченных к заседанию Высшего государственного совета Союзного государства России и Белоруссии, должны были стать три конфликта: введение Россией пошлин при экспорте в Белоруссию нефти на переработку, цена на поставки газа в страну «Газпромом» с 1 января и создание российско-белорусского СП по дистрибуции газа на основе АО «Белтрансгаз». Однако госсовет лишь утвердил бюджет Союзного государства на 2007 год (расходная часть – 144 млн долл.), а трехчасовые переговоры президентов Путина и Лукашенко (Ъ писал о них в субботнем номере) закончились лишь тем, что глава Белоруссии покинул Москву, сократив большую часть программы пребывания в России.
Официально итоги переговоров не объявлены (стороны лишь говорят о поручениях правительствам двух стран), неофициально в администрации президента РФ подтверждают, что компромисса ни по одному из вопросов не достигнуто. Что на этот раз в Минске восприняли провал переговоров чрезвычайно серьезно, указывает то, что Александр Лукашенко по итогам встречи не стал выступать с резкими комментариями по поводу происходящего – обычно это происходит немедля на белорусском государственном телевидении. Но белорусские государственные СМИ в субботу и воскресенье вообще не освещали конфликтные темы, ограничившись лишь обвинениями в адрес российских властей в срыве достигнутых на прошлых заседаниях госсовета РФ и Белоруссии договоренностей по социальной тематике и восторженно оценивая принятие бюджета Союзного государства.
Как уже писал Ъ, решение о введении пошлин лишает бюджет Белоруссии до 1,7-2 млрд долл. доходов от экспорта нефтепродуктов в случае сокращения поставок. Повышение цен «Газпромом» с 49 до 200 долл. за тыс. кубометров газа вызовет резкий рост тарифов в энергетике, ЖКХ и коммунальном хозяйстве страны или же банкротство значительной части компаний. Наконец, вне зависимости от цены, за которую «Газпром» получит контроль над «Белтрансгазом» (Белоруссия, опирающаяся на оценку, проведенную банком ABN Amro, говорит о том, что АО стоит около 4-5 млрд долл., оценки со стороны экспертов «Газпрома» меньше на порядок), потеря Минском контроля над АО будет означать и значительное уменьшение влияния администрации президента Белоруссии на местную экономику.
В правительстве России неофициально говорят, что постановление об отмене льгот на ввоз нефти в Белоруссию не будет пересматриваться – таким образом, рентабельность нефтепереработки в Белоруссии резко сократится уже в январе. В «Газпроме», в свою очередь, не готовы снижать цену поставок газа ниже 200 долл. за тыс. кубометров. В случае, если контракт по газу не будет подписан, в январе, скорее всего, повторится ситуация 2003 года, когда «Газпром» сократил давление в трубопроводах, транспортирующих газ в ЕС через Белоруссию.
Каким образом Александр Лукашенко сможет избежать экономического спада зимой, неизвестно. Россия пока не предъявила никаких официальных требований к главе Белоруссии: и пошлины, и новую цену на газ Россия предполагает вводить безусловно. Лидер белорусских Объединенных демократических сил Александр Милинкевич, впрочем, уверен, что от Белоруссии Россия требует принятия Конституционного акта и введения российского рубля в качестве единого платежного средства на территории Белоруссии. Он назвал эти требования «шагами к аншлюсу», пояснив: «Продается суверенитет Белоруссии в обмен на сохранение режима Александра Лукашенко». По материалам КоммерсантЪ.