Проснулись
Владимир Путин чуть больше недели назад призвал ФАС «наконец проснуться и активно, эффективно исполнять свои функции» в борьбе с ценами на авиакеросин. За неделю служба возбудила несколько десятков дел, а еще придумала, как определить справедливую цену на топливо.
Ее можно считать по формуле: мировые цены минус экспортные пошлины минус логистика — для каждого региона, рассказал «Ведомости» руководитель ФАС Игорь Артемьев: «Наши экономисты умеют это считать и доказывать в суде». Формула, по которой будет рассчитываться максимально возможная цена на керосин, еще не готова, объясняет замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин, возможно, в ней будут учтены и другие факторы.
Если применить формулу Артемьева к нынешней европейской цене ($1343, или 31 100 руб. за 1 т в минувший четверг), то керосин должен стоить $1129 (26 154 руб.) за 1 т, включая НДС, подсчитал директор по развитию и маркетингу информационного центра «Кортес» Павел Строков. В июне Московский НПЗ продавал керосин в среднем по 29 500 руб. за тонну, говорит Строков, а на московских ТЗК его цена составляла 35 164 руб. Хотя это верхний потолок цены без учета скидок, которые могут достигать 30%, оговаривается он. «Ютэйр» в зависимости от аэропорта покупал топливо от 29 000 до 36 500 руб. за 1 т, делится гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов.
Правда, ждать снижения цен до желанных 26 000 руб. за 1 т еще долго. ФАС предстоит доказать вину нарушителей в суде, после чего они получат предписание в течение пяти лет держать цену на определенном уровне и уведомлять службу при повышении цен больше чем на 5% в квартал.
Артемьев надеется на сознательность нарушителей: «Мы хотим предложить всем нефтяным компаниям и ТЗК, по которым возбуждены дела и по которым еще не возбуждены, [добровольно] снизить цены на авиакеросин, поскольку это будет считаться смягчающим обстоятельством при назначении штрафов». По его словам, к «пришедшим с повинной» применяется минимальный штраф в 1% от оборота.
Гендиректор оператора «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП) Евгений Островский уже получил от ФАС такое письмо. Служба поинтересовалась у него отпускными ценами на керосин и почему-то тем, где он берет компоненты для его производства, хотя ТОАП его не и выпускает, удивляется Островский. Он сомневается, что ФАС удастся доказать вину: на рынке авиатоплива свободное ценообразование. Цена на топливо естественным образом зависит от цен на мировом рынке, считает председатель совета директоров «Внуково-инвест» (контролирует ТЗК «Внуково») Виталий Ванцев.
Участников рынка, в том числе авиакомпании, инициатива чиновников настораживает. ФАС должна обратить внимание на равноправный доступ к этому бизнесу, а не регулировать цены, считает Островский: «Если мне будут назначать цену, то у меня просто пропадет интерес к этому бизнесу». «Ручное» регулирование цен может привести к неожиданным последствиям, например к дефициту топлива, соглашается Мартиросов.
Цены на топливо нельзя связывать с мировыми, их должен определять рынок, убежден главный редактор «Авиапорта» Олег Пантелеев, иначе Россия будет зависеть от дефицита керосина на мировом рынке, даже если у нас этого дефицита нет. Причина роста цен — отсутствие рыночных методов продажи топлива, например биржи, говорит Пантелеев.
Нефтепродукты на eOil.ru