Профицитный рынок: почему мировые энергогиганты занялись торговлей СПГ

Рынок сжиженного природного газа все больше похож на нефтяной. Доля долгосрочных двадцатилетних контрактов на нем постепенно уменьшается. Сегодня продажами сжиженного природного газа (СПГ) стали заниматься практически все участники рынка. Крупные производители газа расширяют «портфель» за счет торговли СПГ сторонних компаний. Заметна так же активность традиционных нефтяных трейдеров, таких как Glencore, Trafigura и BB Energy. Все три недавно выиграли тендер на поставки СПГ в Египет. Из новостей только двух последних месяцев: Конечно, в развитии СПГ-трейдинга главную роль играет само расширение рынка сжиженного природного газа: рост доли спотовых и краткосрочных контрактов в общем объеме торгуемого газа. Рынок СПГ начинает напоминать нефтяной, что, разумеется, предполагает и новые формы торговли, взамен долгосрочных двадцатилетних контрактов, доля которых постепенно уменьшается.

Кроме того, энергетические прогнозы предполагают для СПГ «уверенное» будущее. Нефтегазовые компании рассчитывают закрепиться на перспективном рынке, получить на нем необходимые компетенции. Однако «спусковым крючком», вызвавшим нашествие СПГ-трейдеров на торговые площадки, стал выход на рынок американского сжиженного природного газа.

Американский СПГ и перспективы профицита

Именно американский сжиженный газ ответственен за те «лишние» объемы СПГ, которые, согласно ряду прогнозов, могут появиться на рынке в ближайшие годы. Несколько лет назад (на фоне нефти по $100 за баррель) привлекательная дешевизна американского сжиженного природного газа (с индексацией по Henry Hub) обеспечила поставкам из США интерес со стороны покупателей, которые уже, казалось, законтрактовали все необходимые объемы СПГ из других источников.

Разумеется, в условиях перепроизводства, когда и у продавцов, и у покупателей время от времени появляется «лишний» газ, трейдинг СПГ вызывает особую заинтересованность у игроков.

С другой стороны, у импортеров газа в условиях избытка могут оказаться лишние объемы СПГ, которые они, тем не менее, обязаны выкупать согласно условиям заключенных контрактов. Этот газ может быть перепродан на других рынках, для чего импортерам также нужны свои трейдеры. Например, еще два года назад китайская Sinopec объявляла о намерении заняться торговлей СПГ для перепродажи части своего газа по долгосрочному контракту с австралийским AP LNG.

Похожие проблемы стоят и перед импортерами сжиженного природного газа в Японии. Неопределенность будущего развития японской атомной энергетики вынуждает их иметь «запас прочности» на случай максимального спроса на газ. С другой стороны, в случае перезапуска части АЭС, остановленных после аварии на Фукусиме, им придется «пристраивать» лишний газ на других рынках.

На этом фоне импортеры-новички хотели бы с помощью собственного трейдера найти на профицитном рынке дополнительные порции дешевого газа.

Контракты без пункта назначения

Особенности американских договоров на продажу СПГ подразумевают условия продажи FOB (free-on-board), то есть отгрузку сжиженного природного газа покупателю непосредственно на американском берегу. Куда в дальнейшем пойдет груз, производителя СПГ не волнует (в отличие от условия с прямо указываемым пунктом назначения, остающегося в некоторых старых, «классических» контрактах). Разумеется, новые условия также привлекают трейдеров.

Не случайно крупнейшим покупателем СПГ первого строящегося (три линии уже запущены) американского завода по сжижению газа Sabine Pass LNG стала компания BG Group — крупный продавец (а также производитель) сжиженного природного газа. В прошлом году BG оказалась поглощена компанией Shell, ставшей после присоединения BG Group крупнейшим в мире трейдером сжиженного природного газа.

Японская JERA, совместное предприятие Tokyo Electric Power и Chubu Electric Power (закупает до 40 млн т СПГ в год!) уже объявила о новой стратегии, предполагающей создание глобального СПГ-трейдера. Ее реализации поможет и газ с американского строящегося завода Freeport LNG, с которым у компании есть толлинговое соглашение.

Кроме того, JERA пытается оказать давление на традиционных экспортеров, с тем, чтобы последние отменили условие, запрещающее перепродавать СПГ на других рынках (так называемое destination clauses).

Новые маршруты: количество танкеров может быть сокращено на 45%

Можно прогнозировать, что выход на полную мощность всех планируемых заводов по производству сжиженного природного газа в Соединенных Штатах приведет к разнообразию маршрутов поставок американского СПГ. На карте мира появился новый регион, экспортирующий сжиженный природный газ.

Географическое расположение США вкупе с расширением Панамского канала позволяет перенаправлять сжиженный природный газ на различные рынки (Европа, АТР, Ближний Восток, Южная Америка) с относительно небольшими изменениями в расходах на доставку.

Но даже после расширения Панамского канала, что позволило газовозам доставлять СПГ в Азию с меньшими издержками, транспортные расходы на поставки американского газа в Японию окажутся примерно в два раза выше по сравнению с европейским направлением.

Поэтому японским импортерам дешевле купить СПГ в Австралии, а «свои» законтрактованные объемы американского сжиженного природного газа направить на европейские или южноамериканские рынки. О намерении проводить такие своповые (обменные) операции уже заявляли некоторые японские компании.

В частности, прошлой осенью английская Centrica и Tokyo Gas подписали меморандум, согласно которому приобретаемый японской компанией американский СПГ будет обмениваться на принадлежащие Centrica грузы сжиженного природного газа в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Если же абстрагироваться от американского СПГ, то именно в области обменных операций следует искать еще одну важную причину особого интереса нефтегазовых компаний к созданию собственного «портфеля» поставок сжиженного природного газа. Географически сбалансированный портфель позволяет значительно сэкономить на доставке грузов.

Три года назад компания DNV посчитала все маршруты и поставки СПГ в 2013 году. Как выяснилось, если бы все возможные обменные операции были проведены, то суммарная длительность маршрутов сократилась бы на 29%, а необходимое число танкеров — на 45%.

Кроме того, уже зафиксированы и свопы «со сдвигом по времени». Как на днях стало известно, индийская Gail договорилась с трейдером Gunvor: последний поставляет в Индию 0,8 млн т СПГ в текущем году (с «нефтяной» ценовой привязкой). В обмен, Gail «уступает» Gunvor 0,6 млн т сжиженного природного газа в 2018 году из своих объемов с американского завода Sabine Pass LNG (с премией к своей цене, привязанной в свою очередь к Henry Hub).

Что делают российские компании?

Российские компании не являются исключением из общемировой тенденции. Все участники нашей «большой нефтегазовой тройки» также проявляют интерес к СПГ-трейдингу. У «Газпрома» этим сегментом занимается 100%-ная «дочка» — Gazprom Marketing & Trading. В 2015 году компания реализовала 4,8 млрд куб. м, что примерно соответствует 3,5 млн т СПГ.

Хотя у «Газпрома» есть завод СПГ на Сахалине, но большую часть газа с него закупают японские и корейские импортеры по прямым контрактам. На долю GM&T с российского завода приходится 1 млн т в год.

«Роснефть» запустила свой СПГ-трейдинг весной прошлого года, выполнив поставку первой партии СПГ в Египет. В феврале этого года был подписан новый контракт на поставку сжиженного природного газа в Египет. Своего СПГ в России у компании пока нет: планируемые ВИНК «Дальневосточный СПГ» и «Печора СПГ» пока так и остаются на бумаге. Однако «Роснефть» позиционирует себя сегодня как международная компания, активно планируя участие в проектах по производству сжиженного природного газа за рубежом. В декабре стало известно, что «Роснефть» намерена приобрести до 35% на газовом блоке Shorouk на шельфе Египта, где расположено недавно открытое месторождение Zohr.

«Новатэк», в лице своего трейдингового подразделения Novatek Gas&Power, осуществил летом прошлого года первую поставку СПГ, также пока «чужого»: груз был доставлен из Тринидада и Тобаго в Чили. С запуском «Ямал СПГ», первая линия завода должна начать работать уже в текущем году, у «НОВАТЭКа» появится и собственный сжиженный газ. Мощность трех линий завода составляет 16,5 млн т в год, но основная часть газа уже «расписана» между зарубежными акционерами и покупателями по долгосрочным контрактам.

Большей части российских компаний-поставщиков сжиженного природного газа на мировые рынки в ближайшие годы придется оперировать преимущественно «чужим» СПГ. Объемы поставок отечественного сжиженного природного газа в ближайшие годы вряд ли будут велики. Проекты строительства несколько российских СПГ-заводов оказались отложены в «долгий ящик».

Хотя между российскими газовыми производителями существует достаточно жесткая конкуренция, в текущих условиях было бы актуально развивать сотрудничество между российскими поставщиками СПГ на мировые рынки с целью оптимизации логистики поставок. Первые элементы такого сотрудничества уже есть. Так, «Ямал СПГ» несколько лет назад продал 2,9 млн т сжиженного природного газа компании Gazprom Marketing & Trading. Эти объемы потребовались «Газпрому» для закрытия его обязательств по поставкам в Индию на фоне отложенного строительства завода «Владивосток СПГ». Хотя позже стало известно, что эти объемы, возможно, так и не дойдут до Индии (а местная Gail захотела пересмотреть контракт с российским «Газпромом»), этот сюжет демонстрирует возможности кооперации между нашими компаниями в условиях небольшого по объемам портфеля сжиженного природного газа у каждой из них и пробуксовки строительства новых российских СПГ-производств.

На этом новом только создающемся рынке гибкость и сотрудничество станут залогом успешности и выживания компаний-трейдеров.

Источник: www.forbes.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Российская нефть вновь начала поступать в Белоруссию (Видео)
Возобновление поставок нефти из России в Белоруссию по нефтепроводу «Дружба» произошло в субботу. Об этом сообщает госагентство Белта.
В Словакии раскритиковали идею Зеленского по транзиту российского газа (Видео)
Против антироссийских санкций выступили и в Братиславе. Премьер-министр Словакии Роберт Фицо назвал ограничения ЕС в отношении атомной энергетики неприемлемыми и пригрозил их заблокировать.