Продажи топлива на бирже бьют рекорды, но бензинам все мало. Обзор
Продажи нефтепродуктов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) в июле 2020 года составили 2,2 млн тонн, что почти на 12% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Эти объемы стали рекордными для СПбМТСБ за последние пару лет — на фоне подскочившего спроса на топливо внутри страны биржевые продажи нефтепродуктов очень востребованы. Предыдущий рекорд биржевых продаж пришелся на декабрь 2018 года — тогда показатель чуть превысил 2 млн тонн.
Основной прирост в июле 2020 года обеспечило дизельное топливо, биржевые продажи которого увеличились на 42,5% — до чуть более 1 млн тонн. В сегменте бензинов неожиданно много было продано 80-го — почти 35 тыс. тонн, тогда как в июле 2019 года 80-й бензин на бирже не продавался. Увеличение продаж Аи95 составило 9,6% — до 326 тыс. тонн, при этом на 7% снизились объемы по 92-му бензину — до 467 тыс. тонн.
В целом отраслевые эксперты видят тенденцию к восстановлению отечественного рынка нефтепродуктов, особенно отмечая стабилизацию в дизельном сегменте. Но накопленные проблемы в бензиновом секторе пока решить не удается. Диспаритет оптовых и розничных цен по-прежнему вынуждает автозаправки работать в убыток. Не все дополнительные меры, заявленные регуляторами для стабилизации бензинового рынка, пока реализованы. А впереди осенние ремонты нефтеперерабатывающих заводов, что только добавляет тревожности в бензиновом сегменте.
Биржевой сектор
Пожалуй, главным достижением июля можно назвать тот факт, что наконец-то увеличились продажи бензинов — пусть незначительно, всего на 3% год к году, но уже до 834 тыс. тонн.
Ранее продажи бензинов на СПбМТСБ показывали снижение три месяца подряд. В апреле они упали на 16,8% (до 537,4 тыс. тонн), в мае снизились на 17% (до 471,05 тыс. тонн) — и это был самый низкий объем биржевых продаж бензинов за последние 5 лет, глубже бензиновый сектор падал только летом 2015 года (453 тыс. тонн), когда мировой рынок испытывал спад нефтяных цен, по глубине и интенсивности похожий на нынешний. Июньское снижение по бензинам на СПбМТСБ составляло уже 3,2% (615,82 тыс. тонн).
Согласно представленным на биржу планам, нефтяные компании в августе еще увеличат выпуск бензинов, что в идеале должно помочь снизить напряжение в сегменте Аи-95 и сохранить текущее состояние в сегменте Аи-92. Однако пока уверенности нет — на минувшей неделе 92-й вновь обновлял недавние биржевые рекорды, подпрыгивая до 51780 руб./т, рассказывает независимый отраслевой аналитик Виктор Костюков.
«Нет также уверенности в том, что производители допустят существенное снижение оптовых цен бензина. По-прежнему нефтяным компаниям необходимо собрать с рынка сумму для выплат в бюджет по отрицательному демпферу. За июнь она исчислялась величиной порядка 13,4 млрд руб., а в июле, по предварительным расчетам, снизится до 10 млрд руб. Что останется довольно тяжелым довеском, около 3500 руб. в цене каждой тонны бензина, выгруженного на внутренний рынок», — говорит эксперт.
Производственные проблемы
Глава Российского топливного союза (РТС, объединяет частных трейдеров и владельцев АЗС) Евгений Аркуша ключевыми причинами проблем на рынке бензинов называет неожиданно резко подскочивший спрос на нефтепродукты и недостаточное производство топлива для его удовлетворения.
По мнению Аркуши, рост спроса на внутреннем рынке из-за закрытых границ сейчас составляет 5-10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «При этом объем переработки первичного сырья на НПЗ ниже на 9%, производство бензинов ниже на 2,4%, товарные запасы бензинов ниже на 14%. Из-за существенного роста оптовых цен на бензины и сдерживающих факторов увеличения розничных цен сохраняется ценовой диспаритет. Это делает убыточным торговлю моторным топливом на АЗС и толкает вверх розничные цены», — говорит глава РТС.
Он отмечает, что действия регуляторов по увеличению показателей производства и реализации бензинов по всем каналам сбыта «наталкиваются на сопротивление производителей из-за экономической неэффективности, связанной с действующим налогообложением и демпфирующим механизмом». «Заявленные решения по отмене запрета импорта и увеличению нормативов биржевых продаж увязли в бюрократических процедурах. Так же, как и принятое еще в начале марта решение по снижению железнодорожных тарифов при перевозке бензина и дизельного топлива до балансовых пунктов, расположенных на территории ДФО», — добавляет Аркуша.
«Для полного восстановления баланса спроса-предложения, доведения до рентабельности розничных продаж и во избежание дальнейшего роста цен на АЗС необходимо, по нашему мнению, обеспечение ответственности производителей перед правительством РФ за выполнение плановых показателей по переработке и производству вплоть до подписания топливных соглашений по аналогии с 2018 годом», — подчеркивает глава РТС.
Впереди осень
Приближающиеся плановые ремонты НПЗ, которые начнутся в августе и продлятся в сентябре и октябре, добавляют тревожности на рынке бензинов.
Генеральный директор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов подчеркивает, что нефтяные компании и сейчас-то не выполняют рекомендации Минэнерго. «Нефтяники увеличили производство, отгрузку на внутренний рынок и биржевые продажи бензина, но не достигли уровней, которые рекомендовали чиновники. Производство бензина восстановилось не полностью отчасти из-за сделки ОПЕК+, отчасти из-за нежелания нефтяных компаний наращивать выработку бензина и сильнее снижать оптовые цены», — говорит он.
По словам Турукалова, в ряде регионов европейской части России маржа АЗС по бензинам находится примерно на уровне безубыточности, а в Сибири и на Дальнем Востоке до сих пор отмечается нехватка бензина и серьезные убытки от его продажи в розницу.
«Вероятным является обострение проблем на рынке Восточной Сибири и Дальнего Востока в августе и осенью из-за ремонтов и пониженной переработки сырья. Для рынка европейской части России ожидания на осень получше, хотя ремонты НПЗ также отразятся на объемах предложения нефтепродуктов и на ценах. Для того чтобы сгладить негативное влияние осенних ремонтов, необходимо увеличение со стороны нефтяных компаний объемов переработки в августе. Кроме того, важно вернуть импортный товар на российский рынок как можно быстрее, а также повысить нормативы биржевых продаж. Эти меры анонсированы, но пока не реализованы», — добавляет Турукалов.
Опять ОПЕК
Один из собеседников агентства на топливном рынке считает, что текущий объем производства нефтепродуктов «можно назвать предельным».
«Создается ощущение, что нефтяники не смогут произвести нефтепродуктов больше, чем сейчас. Возможно, компании вынуждены закрывать какие-то нефтяные контракты, что остро чувствуется в условиях сокращения сделки ОПЕК+. К тому же настораживает факт низких запасов нефтепродуктов. Скоро ремонты, и запасы топлива совершенно не помешали бы. Август покажет — как мы сможем пережить накопленные проблемы с бензинами. Август всегда был сложным месяцем, думаю, что и в этом году легко его не проскочим», — говорит собеседник агентства.
Исполнительный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» Тамара Сафонова тоже предлагает взглянуть на ситуацию «сверху» — от момента вынужденного сокращения нефтяниками добычи нефти.
«Добыча нефти и газового конденсата в России в июле 2020 года снизилась на 16% по сравнению с июлем 2019 года, что привело к снижению экспорта и объемов переработки нефтяного сырья. На фоне исполнения соглашения ОПЕК+ в августе ожидать восстановления прошлогодних объемов добычи, экспорта и переработки сырья не следует», — говорит она.
Прогноз биржевых цен с 3 по 7 августа 2020