Продажа НМТП: промедление смерти подобно
Глава МЭР Алексей Улюкаев заявил, что правительство выступает против прямой продажи Роснефти 20% акций НМТП, принадлежащих государству. При этом министр отметил, что власти не отрицают возможности провести сделку путем размещения пакета на публичных рынках.
Однако Роснефть не откажется от борьбы за актив. Сложившаяся ситуация способствует усилению неопределенности вокруг сделки, а это не прибавляет НМТП инвестиционной привлекательности, а, наоборот, приводит к повышению рисков.
Очевидно, что структуры Роснефти заинтересованы в усилении контроля над портом, так как он является стратегически важным инфраструктурным объектом в регионе. Вместе с тем я оцениваю вероятность для нефтяной монополии получить актив напрямую как очень низкую. Правительство не согласится отказаться от приватизации, так как это негативно отразится на инвестиционном климате России. В то же время сильная зависимость производственных и финансовых результатов НМТП от перевалки нефти и нефтепродуктов оказывает негативное влияние на результаты группы. В 3-м квартале грузооборот портов снизился на 13,54% г/г в основном из-за ухудшения в сегменте перевалки наливных грузов на 16% г/г. Потоки нефти, которые направляются в НМТП, во многом зависят от решений Транснефти. Низкие результаты в этом году обусловлены перераспределением экспортных потоков углеводородного сырья через порт Усть-Луга за счет снижения перевалки через ПТП.
При сохранении нынешней ситуации продать акции через размещение на рынке государству будет довольно сложно, так как потенциальные покупатели не захотят сталкиваться с повышенными рисками, а заинтересоваться бумагами могут лишь инвесторы, так или иначе работающие на рынке транспортировки нефти. Дополнительным негативным фактором является слабый интерес зарубежных игроков к российскому фондовому рынку. Это обстоятельство не позволит разместиться по справедливой цене. В итоге я предполагаю, что наиболее вероятным сценарием все же остается продажа пакета стратегическому инвестору, что, в частности, позволит государству получить премию к рыночной цене. Однако в таком случае не исключено, что акционеры-стратеги сосредоточатся на развитии нефтяного сегмента в ущерб диверсификации источников выручки в пользу более рентабельных. В этой связи риски финансовых инвесторов будут возрастать.
В целом приватизация государственной доли в НМТП в среднесрочной перспективе будет оставаться единственным возможным драйвером роста акций группы. Неопределенность же вокруг сделки может привести к снижению капитализации. Фундаментально причин для повышения котировок НМТП на фоне сильного падения грузооборота нет. В случае дальнейшего затягивания сделки и при учете низкой ликвидности бумаг компании это может привести к ее переоценке в сторону снижения. Текущая целевая цена по бумагам НМТП составляет 4,14 руб.
Андрей Шенк, аналитик Инвесткафе
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________