Принимай, Арктика, «Варандей»!
Кто владеет Арктикой, тот владеет будущим человечества — энергетическими ресурсами. И упустить эту возможность Россия не имеет права. Таков был лейтмотив поздравительных речей, звучавших вчера на причале мурманского порта. Поводом для встречи довольно представительной публики, а здесь были и депутаты Государственной думы и Совета Федерации, и представители руководства Мурманской области, и первые лица компании ЛУКОЙЛ, стала презентация нового многофункционального ледокола «Варандей». Своим присутствием судно словно демонстрировало, что ни Россия, ни одна из ее ведущих нефтяных компаний не намерены и впредь отказываться от планов освоения арктического шельфа.
Ледокол «Варандей» стал вторым и пока последним ледовым судном, специально построенным ЛУКОЙЛом для обслуживания круглогодичной работы стационарного морского ледостойкого отгрузочного причала Варандейского терминала. Сам терминал введен в строй летом прошлого года в 22 милях от береговой линии поселка Варандей. Здесь посредством уникальной технологии — через подводные трубопроводы — аккумулируется вся нефть, добываемая ЛУКОЙЛом в Тимано-Печорской провинции, и затем отгружается на морские танкеры водоизмещением 70 тысяч тонн. Работа идет в сложнейших ледовых условиях, и обслуживающие суда для терминала — жесткая необходимость.
— Первым таким судном, построенным нашей компанией, стал вспомогательный буксир ледового класса «Тобой». В октябре прошлого года он приходил в Мурманск и сейчас работает на Варандее, — рассказывает представитель официального владельца судов, заместитель начальника управления флота ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» Григорий Мартюк. — Вместе с ледоколом «Варандей» эта пара судов позволит полноценно обеспечивать деятельность терминала и отгрузку нефти на танкеры.
По словам Григория Ивановича, контракт на строительство ледокола был подписан с одной из сингапурских верфей в 2006 году, а уже 3 декабря прошлого года «Варандей» сдали в эксплуатацию.
— Главная задача ледокола — околка терминала и избавление его от излишних ледовых нагрузок. Тем более что в этом районе, особенно с марта по июнь, бывают очень серьезные льды — до 3-3,5 метра толщиной, — отметил представитель компании. — Имеющиеся атомные ледоколы работать там не могут из-за ограниченных глубин. И потом, мы не хотим зависеть от каких-то случайных факторов. Нам нужны постоянные суда, способные обеспечить нашу работу.
Как следует из официального пресс-релиза ЛУКОЙЛа, строительство ледокола обошлось компании в 102 миллиона долларов США. Григорий Мартюк добавил к этому, что от процедуры таможенного оформления судна и права его плавания под российским флагом государств получает очень серьезные платежи, измеряемые девятью нулями.
Для Мурманской области появление нового ледокола, тоже факт весьма значимый. И как заметил министр промышленности и транспорта Сергей Леус, тому есть две причины.
— Во-первых, ледокол будет работать на Варандейском терминале, нефть с которого перегружается на экспорт, в том числе и через мурманский порт. Во-вторых, и это, пожалуй, самое главное, нефтяные компании, таким образом реально подтверждают, что намерены и дальше работать в Арктике. И все разговоры о сворачивании, или приостановке этих работ, несостоятельны.