Президент региональной топливной ассоциации Рустам Вишняков назвал причины, по которым во Владимирской области цены на АЗС выше, чем в соседних регионах, а качество — ниже
В администрации Владимирской области прошло закрытое заседание Координационного комитета по вопросам развития торговой деятельности, регулирования алкогольного рынка и защиты прав потребителей.
Как стало известно Зебра ТВ, главным вопросом, который обсуждали в Белом доме 31 марта без посторонних ушей, стала проблема дорогого и некачественного топлива на АЗС Владимирской области.
По имеющейся информации, провластные общественники и депутаты ЗакСобрания предоставили результаты своих рейдов по автозаправочным станциям. Насколько известно редакции, отчет должен был успокоить руководство региона. Однако в распоряжении Зебра ТВ есть копия документа, из которой следует, что лаборатория, куда общественники и депутаты сдавали пробы бензина и солярки, не имеет аккредитации и аттестации Росстандарта и прав проводить анализ топлива и выдавать протоколы.
Кроме сомнительных результатов мониторинга, представленных некомпетентными структурами, на закрытом заседании в Белом доме выступил президент Владимирской областной топливной ассоциации Рустам Вишняков.
Его доклад о причинах появления некачественного бензина и о конкуренции на топливном рынке Владимирской области опубликовал официальный сайт регионального отделения «ОПОРЫ России»:
«Ассоциация является членом Российского топливного союза и объединяет независимых операторов. Если 15 лет назад в Ассоциации было около 20 членов, сейчас – в разы меньше. Это говорит о том, что этот бизнес не всегда прибыльный.
На сегодняшний день во Владимирской области – 250 АЗС. Более трети из них приходятся на долю вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), 70 заправочных станций относятся к Топливной Ассоциации.
Несколько лет назад, когда цены на нефть пошли вверх, нефтяные компании стали отказываться от прямых договоров с независимыми операторами. Через Российский топливный союз мы добились того, чтобы нефтяные компании до 15% своих ресурсов реализовывали через Санкт-Петербургскую нефтяную биржу, которая сейчас выполняет функции не только индикатора цен, но и главснаба. У нас появилась возможность покупать там топливо, когда нам его не хватает.
Небольшая маржа появляется у независимых нефтяных компаний летом и осенью, во время сезонного дефицита топлива в стране, когда ВИНК увеличивают экспорт. Но тут активизируется работа контролирующих органов по ограничению розничных цен, доходы компаний падают, и чтобы не терять прибыль, многие начинают закупать топливо где-то на стороне. Бывает, что этот продукт не соответствует техническим регламентам Таможенного Союза. Но начав покупать такое топливо, которое, как правило, дешевле, компания продолжает делать так и дальше, даже когда ситуация на рынке выравнивается. Поэтому что это выгодно. Это и есть одна из основных причин появления некачественного топлива.
На цену бензина в нашей области влияет масса факторов. Регион находится в окружении 3-4 нефтеперерабатывающих заводов, от каждого мы удалены примерно на 200-250 километров. Доставка топлива осуществляется по железной дороге, а это дополнительные расходы – примерно 90 копеек на литр бензина и 1 рубль для дизельного топлива. Еще одна дополнительная статья расходов – перевалка топлива: подача и уборка цистерн, их разгрузка, хранение топлива. Это еще 40-50 копеек. В регионе нет своей нефтебазы, мы запасаем топливо на месяц-два. И это тоже сказывается на ценах. Еще один из факторов, влияющих на цену, — сроки отгрузки топлива с НПЗ. Для нашего региона они составляют от 30 до 50 суток, в это время мы платим по кредитам, оформленных на покупку бензина. Это дает примерно 3% к цене конечного продукта. То есть операторы Владимирской области несут большие коммерческие потери по сравнению с продавцами топлива в соседних регионах.
Я хотел бы добавить, розничный рынок как у нас в области, так и в стране, конкурентен, а вот оптовый – нет. Многие игроки ушли, остались несколько крупных компаний. И если говорить о государственном регулировании, то оно необходимо именно на оптовом рынке.
Конкуренцию с крупными компаниями независимым операторам выдержать непросто. Например, мы не можем так масштабно использовать ресурсы тех же карт лояльности, которые каждая крупная компания выдает своим потребителям. Эти карты действуют по всей стране и стимулируют людей покупать топливо со скидкой на конкретных заправках.
А теперь независимые участники рынка потеряют еще и возможность поставлять топливо бюджетным организациям. Функции единственного поставщика топлива крупнейшим бюджетным потребителям (МЧС, Следком, МВД) закреплены за Роснефтью. На днях Российский Топливный союз обратился к председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой изучить эту ситуацию. На наш взгляд, подобное решение отрицательно скажется на развитии малого и среднего предпринимательства, отрицательно влияет на конкурентную среду на рынке. Более того, это невыгодно для бюджета: у Роснефти нет необходимой инфраструктуры, она вынуждена закупать топливо у других поставщиков, привлекать сторонние АЗС, а это нерационально».