Правительство зафиксировало первые симптомы бюджетного кризиса
Правительство зафиксировало первые симптомы бюджетного кризиса: недобор налогов и пошлин, рост дефицита и т.д. Это следует из отчета Минфина об исполнении бюджета за первое полугодие, с которым ознакомился РБК.
Нефть забирает доход
Как следует из отчета Минфина об исполнении бюджета за первое полугодие этого года, представленного в среду на заседании правительства, доходы от нефти и газа в бюджете сократились впервые с 2010 года. Правительство недосчиталось 727 млрд руб. нефтегазовых доходов (все сравнения — первое полугодие 2015 года к первому полугодию 2014 года). Причина — снижение цены нефти до $57 против $107,3 за баррель. Доходы от несырьевого сектора экономики остались практически неизменными — рост составил лишь 77 млрд руб. — и не смогли сбалансировать доходную часть. В результате общие доходы федерального бюджета снизились на 2,5% ВВП, или примерно на 650 млрд руб.
С ценой на нефть изменилась и привычная структура бюджета. «Впервые за несколько лет больше половины доходной части, около 55%, сформировано за счет доходов ненефтегазового характера — почувствуйте разницу», — констатировал на заседании правительства премьер Дмитрий Медведев. По словам министра финансов Антона Силуанова, дефицит федерального бюджета в первом полугодии составил 2,3% ВВП, и впервые с 2010 года наблюдается превышение расходов над доходами.
Таможня теряет пошлины
Неналоговые доходы (от управления имуществом и таможенные платежи) сократились на 31,2% — более чем на 970 млрд руб. Большая часть потерь тоже связана с падением цен на сырье — экспортные пошлины сократились на 60,8%. В том числе из-за падения цен на нефть бюджет недосчитался 552 млрд руб. Недосчитался бы и больше, если бы не девальвация, которая дала плюс в 359 млрд руб., и увеличение объемов экспорта сырой нефти, которое дало 154 млрд руб.
Долги по налогам растут
С января долги по налоговым платежам увеличились на 53,6 млрд руб. Общая задолженность по всей налоговой системе (включая пени и штрафы) оценена в 1,2 трлн руб., по федеральным налогам — 952 млрд руб. Лидеры по долгам — Москва (28% общей задолженности) и Московская область (5,4%). Одновременно за полгода выросла и просроченная задолженность по налогам, по федеральным — почти на 40 млрд руб.
Ненефтегазовый дефицит растет
Другой неприятный симптом — дефицит за полгода вырос до 2,3% ВВП, или до 797 млрд руб.; в первом полугодии прошлого года был почти такой же, но профицит — 2,2% ВВП. Без учета сырьевых доходов — картина даже более удручающая. Ненефтегазовый дефицит составил 11% ВВП против 9,1% ВВП. Кроме падения цен на сырье, на рост дефицита повлияли антикризисные меры.
Ведомства избавляются от рублей
Впервые за восемь лет ведомства показали высокую динамику расходов, сообщил министр Силуанов: «Кассовое исполнение расходов увеличилось более чем на 1 трлн, или на 2,1% ВВП» (сказались прежде всего авансы по госконтрактам). Тем не менее дебиторская задолженность увеличилась на 1,6 трлн, или на 40% по сравнению с началом года, и составила, по данным за первое полугодие, 4 трлн руб. Больше всего долгов, по словам Силуанова, у Минобороны, предприятий Роскосмоса и «Росатома».
Аргумент для Минфина
Негативные данные по исполнению бюджета за первое полугодие 2015 года Минфин будет «использовать как козырь» в спорах о сокращении расходов на следующий год, говорит главный экономист Центра развития ВШЭ Валерий Миронов. Вся работа над бюджетом происходит в рамках политического цикла, напоминает он. Исход спора будет определяться тем, что будут показывать опросы относительно политических предпочтений населения. «Наши расчеты показывают, что если цена на нефть будет в ближайшие три года $50 за баррель, то при прежнем уровне расходов Резервный фонд иссякнет за год до выборов — в первой половине 2017 года.
Руководитель направления «фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина сказала РБК, что аргументом Минфина станут не столько данные об исполнении бюджета, сколько объективная экономическая ситуация, отражением которой являются данные об исполнении бюджета. «Действительно, сейчас экономика в большом стрессе, и бюджет не может на это не реагировать. Но отчет за первое полугодие не учитывает резкой девальвации рубля. Эффект от девальвации во многом компенсирует выпадающие доходы, нефтегазовые в частности. И поскольку мы не ожидаем укрепления рубля, видимо, те аргументы, которыми мог бы воспользоваться Минфин, будут нивелированы», — считает аналитик.