Правительство выберет проект по транспортировке легких углеводородов
Разработать варианты транспортировки широких фракций легких углеводородов (ШФЛУ, производятся из попутного нефтяного газа, используются в качестве сырья для нефтехимии) из Сибири премьер-министр Владимир Путин поручил еще в ноябре 2009 г. Цель проекта — доставить сырье в «районы расположения существующих и наиболее благоприятные для строительства новых нефтегазохимических комплексов».
На поручение премьера откликнулись «Сибур холдинг» и группа ТАИФ. В понедельник на совещании по развитию нефтехимии в Нижнем Новгороде они представили альтернативные маршруты прокладки трубы, рассказали два участника мероприятия. «Сибур» предлагает строить ее до побережья Балтики, ТАИФ — к предприятиям в Поволжье.
Путин не стал принимать решения, поручив правительству оценить оба проекта и выбрать лучший. Представитель премьера Дмитрий Песков это подтверждает.
Проект «Сибура» оценивается приблизительно в $5 млрд, говорил президент холдинга Дмитрий Конов. Таких денег у компании нет, поэтому в реализации проекта должно помочь государство. Сколько средств компания просит из бюджета, представитель «Сибура» не говорит. «Сибур» предлагает построить 3300 км трубопровода из Ханты-Мансийского автономного округа до Балтики мощностью 5,5 млн т ШФЛУ в год, говорится в письме Конова вице-премьеру Игорю Сечину. В конечной точке маршрута предполагается построить нефтехимический комплекс мощностью 3,5 млн т олефинов (сырье для производства полимеров). Правда, куда именно стоит проложить трубу, «Сибур» еще не решил.
Конов считает, что часть сырья придется экспортировать. Переработать его внутри страны не удастся, поскольку к 2012 г уровень утилизации попутного нефтяного газа должен вырасти до 95%. К тому же, указывает он, к 2020 г потребление полимеров в России может составить около 9 млн т, а производиться их будет около 14 млн т.
ТАИФ предлагает восстановить разрушенный во время аварии в 1989 г участок трубопровода Тюмень — Уфа — Нижнекамск, говорит представитель группы. Это обеспечит сырьем существующие предприятия: заводы в Татарстане и Башкирии, можно достроить ответвление и до нижегородских предприятий. Это будет быстрее, дешевле и удобнее, чем строительство новой трубы, подчеркивает он: вся разрешительная документация, землеотводы есть. Правда, стоимость проекта не подсчитана, признается представитель ТАИФ. Он лишь отмечает, что компания готова принять на себя четверть затрат, остальное должно предоставить государство.
5,5 млн т легких углеводородов предприятия осилят, уверен представитель ТАИФ: только заводы группы планируют к 2016 г удвоить мощности. А для экспорта избыточных объемов сырья трубу из Поволжья можно будет продлить до Балтики, добавляет близкий к компании источник.
Представитель Минэнерго подчеркивает: это сложные и очень дорогие проекты. Сколько займет их изучение, он не сказал, пишут «Ведомости».
Какая компания будет осуществлять строительство и эксплуатацию магистрального продуктопровода — «Транснефтепродукт»?