Правительство ищет способы нарастить производство бензина на фоне атак беспилотников на НПЗ
Правительство ищет способы нарастить производство бензина на фоне атак беспилотников на НПЗ, узнал «Коммерсантъ». По данным издания, среди возможных сценариев — частичный возврат к стандарту «Евро-3» и к использованию запрещенной в 2016 году октаноповышающей добавки монометиланилина. Эти меры могут способствовать увеличению выпуска бензина на 10%, но источники газеты сомневаются в их реализуемости
Правительство ищет способы по наращиванию производства бензина на фоне атак украинских беспилотников на НПЗ в марте. Об этом сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на источники и протокол совещания у вице-премьера Александра Новака в начале апреля. По информации газеты, среди возможных сценариев для поддержания выпуска бензина обсуждался частичный возврат к стандарту бензина «Евро-3» (допускает содержание ароматических углеводоров до 42%, для «Евро-5» — не более 35%), а также возврат к использованию октаноповышающей добавки монометиланилина (ММА), которая была запрещена в 2016 году из-за негативного влияния на окружающую среду.
О том, что среди возможных вариантов — смягчение экологических требований к бензину в условиях нехватки топлива, 10 апреля также писал Reuters со ссылкой на три источника в отрасли. По словам одного из них, эта мера позволит «создать основу для дополнительного производства бензина». Как уточнил источник «Коммерсанта», такие послабления могли бы способствовать увеличению выпуска бензина на 10%. Несмотря на это, собеседники издания сомневаются в реализуемости этих мер: бензин ниже класса «Евро-5» опасен для современных двигателей, а для использования ММА нужна новая инфраструктура по его хранению и наливу, подчеркнул «Коммерсантъ».
Газета выяснила, что из-за того, что мощности первичной переработки, компоненты которой используют при производстве бензина и толуола, пострадали, компании начали сокращать производство ароматических углеводородов и перенаправлять сырье на бензиновые установки. В результате это уже привело к росту цен на толуол, пишет «Коммерсантъ», не уточняя, насколько именно цены изменились. Толуол относится к группе ароматических углеводородов и получается методом каталитического риформинга нефти. Его используют в качестве растворителя, сырья для оргсинтеза и высокооктановой добавки к моторным топливам. По информации источников газеты, в чистом виде толуол как октаноповышающий компонент практически не используется; его содержание в бензине составляет 0,5%, уточняет руководитель направления консалтинга Neft Research Александр Котов. Основной же добавкой для повышения октанового числа является метил-трет-бутиловый эфир, содержание которого в бензинах обычно не превышает 10%, а также алкилаты, пояснил «Коммерсантъ».
В ходе совещания в начале апреля правительство поручило Минэнерго, Минпромторгу и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) проанализировать ценообразование на компоненты для высокооктанового бензина, в том числе на толуол, с целью выявления факторов необоснованного роста, пишет «Коммерсантъ». По информации газеты, инициатором проверки была «Татнефть». В ФАС подтвердили, что служба начала анализ ценообразования на толуол и направила запросы нефтяным компаниям. В других ведомствах и в компаниях ситуацию комментировать не стали.
«Коммерсантъ» уточняет, что повышение цен на компоненты бензина является обычным явлением на фоне сезонного роста спроса, но в этом году внеплановые ремонты на некоторых НПЗ привели к опасениям дефицита топлива. По словам источников газеты, на фоне концентрации усилий нефтяных компаний на выпуске бензина может пострадать выпуск всей ароматики, хотя сейчас реальной нехватки толуола нет, подчеркнули источники «Коммерсанта». В ходе заседания штаба по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов 10 апреля Минэнерго сообщило, что ситуация с обеспечением внутреннего рынка топливом стабильна.
На прошлой неделе, 2 апреля, в ходе заседания штаба по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов Новак поручил нефтяным компаниям отдать приоритет поставкам топлива на внутренний российский рынок, а Минэнерго, ФАС и Минсельхозу — проанализировать цены посредников при продаже дизельного топлива аграриям в различных регионах с целью сохранения условий поставок на стабильном уровне.
Российские НПЗ в последнее время часто становились целями украинских беспилотных летательных аппаратов — в середине марта Forbes насчитал не менее 11 таких происшествий с начала года. С тех пор на предприятия были совершены новые атаки. В марте от ударов пострадали Нижегородский, Сызранский и Куйбышевский НПЗ. По оценкам Gunvor, сообщает Bloomberg, в результате ударов беспилотников из строя выведены производственные мощности на 600 000 баррелей нефтепродуктов в сутки. По данным Reuters, атаки беспилотников привели к сокращению мощностей по первичной переработке нефти примерно на 14% к концу марта. Кроме того, в начале апреля из-за паводка остановил работу Орский НПЗ. Минэнерго России ожидает, что поврежденные установки будут введены в строй после ремонта до июня.
Прогноз биржевых цен на 11 апреля 2024