Правила игры на шельфе
Шельфовые месторождения Арктики и Дальнего Востока не закрыты для иностранных инвесторов, однако условия зарубежного участия в разработке этих недр будут определяться «Газпромом» и «Роснефтью». Такое заявление сделал на прошлой неделе министр промышленности и энергетики Российской Федерации Виктор Христенко на состоявшейся в Париже министерской конференции «Энергетика в изменяющемся мире», пишет РБК-daily.
Площадь континентального шельфа России составляет 6,2 млн кв. км, или 21% площади шельфа Мирового океана. Согласно прогнозам Минпромэнерго, добыча на шельфе к 2010 году составит 10 млн т нефти и 30 млрд куб. м газа, а к 2020 году — 95 млн т нефти и 320 млрд куб. м газа.
Повышение интереса России к разработке шельфа связано с истощением сухопутных запасов нефти и газа, говорит директор Института национальной энергетики (ИНЭ) Сергей Правосудов. При этом освоение углеводородных богатств российских морей только начинается. «Роснефть» сегодня добывает нефть на шельфе только в рамках проекта «Сахалин-1» (34 тыс. т в сутки), все остальные месторождения находятся в стадии разведки. «Газпром» же начнет добычу на шельфе с Приразломного нефтяного месторождения в Баренцевом море, где сейчас ведется строительство платформы.
Что касается остальных участков шельфа, для многих из них даже не определены недропользователи, хотя уже ясно, что приоритет в их разработке получат «Газпром» и «Роснефть». В минувшую пятницу это намерение российских властей в очередной раз подтвердил глава Минпромэнерго Виктор Христенко. «Шельфовые месторождения РФ будут переданы для разработки и использования российским компаниям, в которых государство является основным акционером. Это не означает отсутствия возможности сотрудничества с иностранными инвесторами. Но форму работы с ними будут выбирать соответствующие компании», — передает слова министра агентство Прайм-ТАСС. Кроме того, Виктор Христенко заметил, что двум крупнейшим государственным компаниям при разработке ими шельфовых месторождений в Арктике и на Дальнем Востоке могут быть предоставлены налоговые каникулы. При этом министр не стал называть «Газпром» и «Роснефть», которые уже имеют лицензии на разработку шельфовых месторождений в этих областях, отметив лишь, что «эти две компании всем хорошо известны».
Впрочем, найти взаимовыгодные способы сотрудничества на шельфе российским и зарубежным компаниям сегодня непросто. Как отмечает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин, любой иностранный инвестор, участвующий в разработке месторождения, наиболее заинтересован в таких формах партнерства, которые бы позволяли ему учитывать часть запасов этого месторождения в общем объеме своих ресурсов. Между тем Сергей Правосудов напоминает, что Минприроды России предлагает присвоить всем крупным месторождениям нефти и газа статус стратегических и таким образом лишить иностранные компании возможности претендовать на их запасы. По словам директора ИНЭ, такая практика существует в большинстве стран, богатых углеводородными ресурсами.
Таким образом, получить долю в компании, владеющей лицензией на месторождение, зарубежному инвестору теперь вряд ли удастся, продолжает г-н Правосудов. Впрочем, иностранцы могут приобрести пакет акций компании — оператора проекта или выполнять сервисные работы на условиях подряда. В частности, недропользователем Штокмановского месторождения, запасы которого оцениваются в 3,7 трлн куб. м газа, на 100% будет являться «Газпром», а иностранные компании планируется привлекать в качестве подрядчиков.
Между тем работа над Штокмановским и другими крупными шельфовыми проектами пока идет не так гладко, добавляет Максим Шеин. Аналитик подчеркивает, что добиться успеха на шельфе «Газпром» и «Роснефть» смогут лишь с помощью зарубежных партнеров. «Иностранное участие нужно, и дело здесь не столько в инвестициях, сколько в технологиях», — уверен он. Однако иностранные компании начнут активно участвовать в российских проектах лишь тогда, когда государство четко сформулирует для них правила игры, отмечает Сергей Правосудов.