Поставки нефти и газа через территорию Грузии стали высокорискованными
Военные действия в Южной Осетии, похоже, уже привели к проблемам транзита российского газа через Грузию в Армению. Как говорится в сообщении пресс-службы «Армросгазпрома», который закупает топливо в России, «с 7 августа Грузинская корпорация нефти и газа без предупреждения на 30% сократила объемы поставок природного газа в Армению». Обострение ситуации на Кавказе, по мнению экспертов, чревато существенными рисками, связанными с транзитом нефти, нефтепродуктов и газа через территорию Грузии. Возможный срыв поставок эксперты «Тройки Диалога», как написано в их обзоре, оценивают в 1,6 млн баррелей в сутки. А если вооруженный конфликт затянется, то на кону окажутся значительные объемы нефти, ведь «эта страна рассматривается как один из возможных транзитных маршрутов в рамках нескольких международных проектов транспортировки нефти и газа из Средней Азии на мировые рынки, в том числе в страны черноморского бассейна», говорится в обзоре инвесткомпании.
Пресс-секретарь «Армросгазпрома» Шушан Сардарян подчеркнула, что «Газпром» обеспечивает поставки необходимых объемов газа на российско-грузинскую границу в полном объеме. По ее словам, специалисты грузинской корпорации объясняют сокращение поставок тем, что «в настоящее время проводятся необходимые испытательные работы на магистральном газопроводе диаметром 700 мм, что требует повышения давления газа в системе». А недополученные объемы топлива Армения восполняет из запасов Абовянского подземного газохранилища в республике. В настоящее время Грузия не закупает российский газ, получая по контракту 10% от объема транзита в Армению в качестве платы за транспортировку.
Как сообщает Время новостей, в свою очередь Грузинская нефтяная и газовая корпорация (GOGC) опровергла сведения о том, что транзит российского газа, который осуществляется по территории Грузии в Армению, из-за ремонтных работ на магистральном газопроводе сократился на 30%. Как передает Интерфакс со ссылкой на руководителя службы по связям с общественностью GOGC Тамару Шошиашвили, «эти сведения совершенно не соответствуют дейс твительности» и транзит природного газа в Армению «осуществляется в прежнем режиме». По ее словам, в настоящее время ремонтные работы ведутся только на газопроводе в приграничном с Россией Казбегском районе, но они не касаются транзитного коридора «Север-Юг». «Единственное, что может иметь место, — это небольшие изменения режима прокачки газа, которые зависят от повышения или снижения давления в трубе, но это обычное явление», — подчеркнула она.
Между тем в компании BP-Georgia, которая осуществляет транзит азербайджанских нефти и газа через Грузию в Турцию, вчера заявили Интерфаксу, что боевые действия в зоне грузино-осетинского конфликта не нарушили объемы транспортировки. По словам представителя компании, в связи с последними событиями «резко возрос фактор риска», однако перекачка углеводородного сырья на мировые рынки по экспортным нефте- и газопроводам, проложенным через Грузию, продолжает осуществляться в обычном режиме. «Перевалка нефти из Азербайджана в настоящее время ведется по трубопроводу Баку-Супса, газа — по южнокавказскому трубопроводу Баку-Тбилиси-Эрзерум», — сказал собеседник агентства. При этом он отметил, что усилена охрана обоих трубопроводов, а также остановленного на данный момент нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
Аналитики «Тройки Диалога» предполагают, что Казахстан, озабоченный ситуацией в Грузии, может отказаться от экспорта нефти через эту страну (точнее, через Батумский порт). И почти сразу после выхода их обзора такое предложение, по информации Reuters, поступило от премьер-министра страны Карима Масимова. По информации главы государственного «Казмунайгаза» Серика Буркитбаева, речь идет об объемах «до миллиона тонн по году усредненно». «Давайте переориентируем эти потоки на внутреннее потребление, проработайте этот вопрос с Минэнерго», — сказал г-н Масимов на селекторном совещании правительства. При этом г-н Буркитбаев заявил, что «в отношении Батумского порта и нефтеналивного терминала, которым владеет Казахстан, никаких враждебных действий предпринято пока не было».
Кроме того, по-прежнему остается под вопросом судьба трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан мощностью 50 млн тонн нефти в год, который до сих пор находится на ремонте из-за устроенного на прошлой неделе курдами взрыва на его турецком отрезке. Сейчас нефтепровод, пожар на котором был потушен только вчера, опять может попасть в зону боевых действий — его грузинская часть составляет 267 километров. И некоторые компании уже забеспокоились и задумались над резервными маршрутами транспортировки нефти и нефтепродуктов. Для Азербайджана одним из вариантов может стать трубопровод Баку-Новороссийск, используемый этой страной в разных объемах с 1997 года. Его пропускная способность составляет 100 тыс. баррелей в сутки (5 млн тонн в год), он был восстановлен в рамках разработки месторождений Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ), а оператором по его эксплуатации являлась Азербайджанская международная операционная компания (АМОК). Правда, после того как заработал новый трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, против строительства которого активно выступала Россия, в компании было принято решение переориентировать поставки АЧГ на него. Таким образом, в рассчитанный на прокачку 5 млн тонн нефти в год трубопровод в прошлом году поступило лишь 4,5 млн тонн азербайджанской нефти, при этом с апреля 2007-го АМОК полностью прекратила поставки по этому маршруту, а оператором стала Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР).
ГНКАР уже обратилась в российскую «Транснефть» с просьбой увеличить объем прокачки нефти по этому трубопроводу, рассказал вчера вице-президент трубопроводной монополии Михаил Барков. «Если раньше прокачивалось из Азербайджана 83 тыс. тонн в месяц, то теперь по месяцу станет 166 тыс. тонн. То есть они попросили дополнительно прокачать 83 тыс. тонн в месяц», — сказал он «Времени новостей». При этом г-н Барков отметил, что это не максимально возможные объемы прокачки — сейчас трубопровод находится на плановом техобслуживании, но после его завершения они могут быть увеличены. Максимально возможны е объемы прокачки он назвать затруднился. Впрочем, по мнению г-на Баркова, просьба азербайджанской компании не продиктована опасением появления проблем, связанных с транзитом через Грузию. «Насколько я знаю, такая просьба связана с неполной технической готовностью этого трубопровода (Баку-Тбилиси-Джейхан. — Ред.) из-за взрыва», — сказал вице-президент «Транснефти». Кстати, тот факт, что Азербайджан готов искать новые варианты и маршруты продажи нефти, заставляет нервничать Польшу, которая пытается снизить свою зависимость от российских энергоносителей. Варшава планировала получать нефть по трубопроводу Одесса-Броды-Гданьск-Плоцк, как только он будет продлен от Брод. Предполагалось, что поставки по этой системе будет осуществлять, в частности, Азербайджан. Но, как сообщает газета Wyborcza, которую цитирует Интерфакс, война в Грузии может заставить Азербайджан изменить планы и маршруты.
Таким образом, переориентировать нефтяные потоки с трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан в полном объеме практически невозможно. И мировые рынки этот факт уже оценили. Вчера утром цена сентябрьских фьючерсных контрактов на нефть марки WTI в электронной системе Нью-Йоркской биржи составила 116,9 долл. за баррель, что на 1,7 долл. выше итоговой котировки 8 августа. А из-за обеспокоенности участников рынка военными действиями в Южной Осетии стоимость фьючерса на нефть Brent на сентябрь на лондонской бирже ICE Futures 11 августа поднялась на 1,99 долл., до 115,32 долл. за баррель. Впрочем, к моменту подписания номера цены вновь упали — они отреагировали на сообщения о том, что пожар на нефтепроводе потушен. Сентябрьские фьючерсы на Brent в Лондоне стоили 112,18 долл. за баррель, а на WTI в Нью-Йорке — 114,8 долл. за баррель.
Нефтепродукты на eOil.ru