Посол России в Китае: нефтегазовые переговоры Москвы и Пекина — это не политический торг
Чрезвычайный и полномочный посол России в Китае Андрей Денисов сообщил, что переговоры по сотрудничеству РФ и КНР в области энергетических поставок не связаны с политикой.
«Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что мы не ставим задачу выхода на какие-либо договоренности к каким-то определенным датам или событиям в нашем политическом календаре. Мы давно уже ушли от такого рода калькуляций», — сообщил Денисов, отметив, что переговоры хоть и проходят достаточно сложно, однако сомнений, что в итоге положительный результат будет достигнут, нет.
По его словам, переговорный процесс осложняется сильными колебаниями нефтяных котировок — поэтому и затягивается, так как позиции сторон постоянно меняются в связи с реалиями мирового энергетического рынка.
Денисов подчеркнул также, что «никто в ущерб себе не торгует, никто свои интересы в жертву, в том числе политической целесообразности, не принесет», а Россия не рассматривает торговлю как средство политического давления. По его мнению, это полностью самостоятельная сфера отношений — экономических, а не политических.
Между тем, как ни крути, энергосотрудничество России и Китая является одной из важнейших тем во внешней политике Российской Федерации. Но это также и важный процесс для российского нефтегазового сектора.
В 2014 году «Газпром» и китайская госнефтекомпания CNPC заключили соглашение сроком на 30 лет по поставкам российского газа в Китай. Ежегодный объем поставок российского «голубого топлива» в Поднебесную составит 38 млрд кубометров. Поставки будут осуществляться по строящемуся сегодня газопроводу «Сила Сибири». Причем договор был подписан при непосредственном участии в переговорах российского президента Владимира Путина.
В 2015 году Россия и Китай подписали также и соглашение по поставкам через газопровод «Сила Сибири-2». Согласно соглашению, объем поставок газа должен составить 30 млрд кубометров.
Российским лидером по продаже нефти в КНР является «Роснефть», которая в начале текущего года не только продлила пятилетний контракт еще на 5 лет, но и увеличила прописанные в документе объемы в 2,5 раза, до 91 млн тонн «черного золота».
Напомним, что первый участок газовой магистрали «Сила Сибири», которая свяжет Россию и Китай (Чаянда (ресурсная база) — Ленск) уже строится. Приступила к строительным работам и китайская сторона. Общая протяженность газопровода составит свыше 5 тыс километров, из них 2200 км пройдут по российской территории. Согласно ранее заявленным планам, первый газ должен пойти по «Силе Сибири» в направлении Китая через четыре года или, если случатся непредвиденные задержки, через шесть лет. Однако в настоящее время сроки все время корректируются.
Некоторые российские и западные эксперты критично оценивают заключенную с Китаем мега-сделку по поставкам российского газа в Поднебесную по газопроводу «Сила Сибири». В контракте, отмечают они, оговорено, что цена, которую Китай собирается платить за российское «голубое топливо», будет привязана к текущим нефтяным котировкам, и «в этом заключается огромная проблема», поскольку при подписании соглашения цена за баррель нефти была больше 100 долларов, а сегодня она стоит меньше 50 долларов за баррель – и пока ничто не говорит о том, что к 2018 году цена будет выше.
Западный маршрут поставок российского газа предусматривает поставку в Китай газа с месторождений, которые находятся Западной Сибири. Они должны осуществляться по газопроводу «Сила Сибири-2», который ранее назывался «Алтай». Для Китая же сегодня в приоритете реализация контракта поставок топлива по восточному маршруту, хотя России выгоднее сначала реализовать поставки по западному маршруту — этот газопровод будет проще ввести в строй, соответствующая инфраструктура в целом была создана ранее, да и инвестиций потребуется существенно меньше.
Ранее CNPC была недовольна и стоимостью строительства, обозначенной «Газпромом». Китайцы полагали, что газопровод можно построить за меньшие средства.
Другая причина, почему Китай не спешат с реализацией «Силы Сибири-2», состоит в том, что новый газопровод ведет в малонаселенную северо-западную часть Китая, а не в промышленно развитый Юго-Восток. Это ставит Китай перед необходимостью построить еще нитку для дальнейшей транспортировки газа до места назначения. Нельзя также сбрасывать со счетов и конкурента России — Туркмению, которая поставляет топливо на восток Китая.