Посидели и разошлись
Хотя годовое собрание акционеров Московского НПЗ прошло с участием представителей «Газпром нефти» (доля в уставном капитале МНПЗ 35,11%, голосующих акций — 36,84%), «дочка» российской газовой монополии по-прежнему настроена оспаривать его решения в суде. На этот раз владельцы контрольного пакета (правительство Москвы вместе с подконтрольной Шалве Чигиринскому компанией Sibir Energy) не стали повторять прошлогоднюю ошибку, когда представители второго крупного акционера — «Газпром нефти» — не были допущены на собрание. Но стороны по-прежнему далеки от согласия по вопросу об управлении заводом, сообщает «Время новостей«.
Как признаются в «Газпром нефти», представители компании проголосовали «против» по всем пунктам повестки дня, в том числе по утверждению годового отчета и выплате рекордных дивидендов, за исключением вопроса о выборе кандидатов в совет директоров. Ранее «Газпром нефть» предложила шесть своих кандидатов, еще три выдвинула «Татнефть» (18% уставного капитала, или 7,8% голосующих акций), представитель которой так и не был допущен в зал заседания. Остальные девять кандидатов в совет шли от Московской нефтегазовой компании.
Результаты вчерашнего собрания акционеров будут опубликованы, как того требует закон, только через десять дней после его проведения. Но в «Газпром нефти» ждать не собираются. По словам представителя компании, «сам факт проведения собрания ничего не изменил в этой ситуации». «Собрание прошло с нарушениями: нам не выдали копии документов, которые акционеры вправе изучить перед годовым собранием, не был допущен один из миноритариев. Поэтому мы проголосовали против всех вопросов повестки дня, кроме пункта о совете директоров, — рассказали «Времени новостей» в «Газпром нефти». — Но мы не уверены, что наши голоса будут учтены при подведении итогов, поскольку данных о списках акционеров МНПЗ тоже нет. Мы будем оспаривать решения этого собрания, тем более что считаем незаконным итоги предыдущего». В МНГК отказались комментировать ситуацию, отметив только, что «собрание прошло в полном соответствии с российским законодательством».
Конфликт между акционерами завода длится более семи лет. Все началось с того, как Шалва Чигиринский договорился с «Сибнефтью» (ныне «Газпром нефть») Романа Абрамовича создать на паритетных началах компанию «Сибнефть-Югра» для разработки Приобского месторождения с запасами нефти более 300 млн тонн. Тогда же мэр Москвы Юрий Лужков пытался создать на базе Московского НПЗ вертикально-интегрированную нефтяную компанию — МНГК. Не договорившись с крупными нефтедобывающими игроками, столичный градоначальник нашел партнера в лице г-на Чигиринского. Однако в результате двух допэмиссий доля Sibir Energy в «Сибнефти-Югре» снизилась с 50 до 0,9%. После чего начались разбирательства в различных судах мира, которые с переменным успехом идут до сих пор.
В 2005 году г-н Абрамович продал «Сибнефть» «Газпрому», и конфликт вокруг московского завода вышел на новую стадию. Теперь Sibir Energy приходится бороться не с частной компанией, а с государственной монополией. Воспользовавшись тем, что дивиденды по привилегированным акциям МНПЗ систематически не выплачивались, «Газпром» попытался через суд признать «префы» голосующими акциями. Тогда доля МНГК в уставном капитале завода составила бы 38%. Но в июне прошлого года, пока шли разбирательства, МНГК провела годовое собрание, на которое и не были допущены представители «Газпром нефти». На этом собрании МНГК приняла решение о выплате дивидендов, а также избрала совет директоров, полностью состоящий из своих представителей. После этого суд высшей инстанции вынужден был сохранить контроль над МНПЗ за Sibir Energy и правительством Москвы. В начале осени прошлого года Александр Рязанов (тогда был главой «Газпром нефти») объявил, что договорился с правительством Москвы о передаче «Газпрому» контроля над МНПЗ. Подробностей тогда не сообщалось, но все заинтересованные стороны всячески демонстрировали свою лояльность друг другу. Однако в октябре г-н Рязанов был уволен, а новое руководство «Газпром нефти» вновь вышло на тропу войны за этот актив.
В течение этого года госкомпания с завидной регулярностью публиковала сообщения о нарушениях, допущенных нынешним руководством завода. Критике подверглись даже рекордный показатель чистой прибыли за 2006 год — 89,735 млн руб. По мнению руководства «Газпром нефти», она могла бы быть существенно больше, поскольку из-за некомпетентности мажоритарных акционеров техническое состояние завода на крайне низком уровне. В конце марта компания инициировала аудиторскую проверку завода, но, согласно сообщению «Газпром нефти», руководство завода отказалось без объяснения причин пропустить аудиторов на территорию МНПЗ.
В свою очередь мажоритарные акционеры ушли в глухую оборону. В начале этого года МНПЗ объявил о начале реализации масштабной программы реконструкции стоимостью 610 млн долл., а также изменил структуру управления заводом, по которой все финансовые потоки будут проходить только через представителей мажоритариев. Кроме того, совет директоров компании принял решение о выплате рекордных дивидендов по «префам» за 2006 год — 4,56 руб. на акцию.
«Газпром нефти» напрямую принадлежит только Омский нефтеперерабатывающий завод. Через «Славнефть» компания обладает 50-процентной долей в далеко не идеальных «Ярославнефтеоргсинтезе», Ярославском НПЗ и Мозырском НПЗ в Белоруссии. Так что с учетом возрастающих потребностей в перерабатывающих мощностях на российском рынке получить контроль над Московским НПЗ — стратегическая цель компании.