Помогаем Ирану — вредим себе
Россия оказалась в числе стран, содействовавших решению иранской проблемы. В составе «шестерки», то есть в компании США, Китая, Великобритании, Франции и Германии, она привела Тегеран к подписанию «дорожной карты» с МАГАТЭ. Если все пойдет по этой карте, то вскоре с Исламской республики снимут международные санкции и Иран вернется в ряды крупнейших экспортеров нефти.
Что принесет такое развитие событий России? Главным итогом станет заметное падение нефтяных цен, что, несомненно, приведет к ухудшению ситуации в российской экономике. Экспортно-сырьевой характер этой экономики делает ее крайне чувствительной к падению цен на энергоносители. Можно вспомнить, как президент Владимир Путин предсказывал коллапс мировой экономики, если цена барреля опустится до 80 долларов. После отмены эмбарго на торговлю иранской нефтью цена может упасть примерно до 45 долларов за баррель, а в отдельные периоды сползать вниз за отметку 40 долларов. Пусть не мировая, но российская экономика столкнется с чрезвычайными проблемами. Выиграют те страны, которые нефть не экспортируют, а покупают. Почувствовав вновь рыночную свободу, иранцы выйдут на рынок с нефтью, которую накопили за время санкций, и «навес» предложения над спросом вырастет почти вдвое, до 3 млн баррелей в сутки. Затем наступит очередь иранских месторождений, которые оставались невостребованными, и приток нефти из Ирана постепенно увеличится еще больше. Для восстановления своих рыночных позиций новая нефть будет торговаться с дисконтом, придавливая цены еще ниже.
Как утверждают в Тегеране, они доведут свою долю в импорте нефти в Европу до 42% и усилят поставки в Китай. На обеих рынках они потеснят российских поставщиков.
Вслед за иностранными инвестициями в эксплуатацию старых и новых нефтяных месторождений Ирана в эту страну устремятся средства и технологии для развития иранской газовой отрасли. На повестке дня у правительства в Тегеране — начало поставок газа в Европу: сначала по дополнительными мощностям строящихся трубопроводов TANAP и TAP, а затем, возможно, и по новым маршрутам через Турцию. Иранский газ пойдет в Пакистан, на границу которого уже вышел новый трубопровод, а затем, если увенчаются успехом трехсторонние переговоры Ирана, Пакистана и Китая, трасса будет продолжена и в Китай. Конкуренция с нерентабельными проектами «Сила Сибири» очевидна.
Надеяться на то, что нефтегазовые проекты Ирана будут нуждаться в помощи из России, бессмысленно. Россия сама испытывает дефицит и финансов, и передовых технологий.
С какой стороны ни глянь — российская дипломатия здорово помогла конкуренту.
Михаил Крутихин, партнер компании RusEnergy.