Польша разбушевалась на газовом рынке Европы
Группа восточноевропейских стран во главе с Польшей стремится не допустить увеличение поставок российского газа в Европу. Варшава не перестает заявлять, что газопровод «Северный поток — 2» угрожает энергетической безопасности Европы и должен быть заблокирован. Одновременно с этим Польша пытается занять лидирующие позиции на рынке газа Восточной Европы, перепродавая американский и российский газ.
В ПОИСКАХ ГАЗА
Польша вслед за США пыталась совершить «сланцевую революцию» с целью полного обеспечения своих потребностей в газе и даже экспорта его в другие страны Европы. Но эти попытки с треском провалились. Американские компании, включая Chevron, ExxonMobil и ConocoPhillips, которые изначально заявляли о наличии огромных запасов сланцевого газа в стране — свыше 1 трлн куб. м — покинули страну. В польском правительстве до сих пор надеются на возрождение «сланцевого проекта». Однако привлечь инвестиции в ЕС для его реализации не могут. Брюссель не верит в «газовое могущество» Польши. Сейчас собственная добыча страны составляет около 4,5 млрд куб. м.
Поскольку «сланцевая революция» не состоялась, Варшава решила построить газопровод Baltic Pipe мощностью 10 млрд куб. м/г, который должен быть проложен из Норвегии через Данию к балтийскому побережью Польши. Польская государственная компания PGNiG (Польская государственная нефтегазовая компания) участвует в разработке ряда газовых месторождений на норвежском шельфе. Запасы PGNiG в Северном море оцениваются всего в 78 млрд куб. м. Этого недостаточно для рентабельной эксплуатации Baltic Pipe, поэтому дополнительные объемы придется покупать у других компаний. Экономическая целесообразность проекта очень сомнительна, поэтому ЕС не выделяет средства для его реализации. До сих пор нет даже ТО газопровода, но польский и датский операторы газопроводов Gaz-System и Energinet готовы принимать заявки от потенциальных потребителей для резервирования мощности Baltic Pipe.
АМЕРИКАНСКИЙ СПГ НА ПЕРЕПРОДАЖУ
Gaz — System озвучила планы увеличения мощности польского СПГ-терминала в Свиноуйсце с 5 до 7,5 млрд куб. м/г. В настоящее время СПГ в Польшу поступает из Катара в соответствии с долгосрочным соглашением по цене минимум в 1,5 раза дороже, чем российский трубопроводный газ. После увеличения мощности терминала Польша надеется на поставки СПГ из США, который будет использоваться не только внутри страны, но и экспортироваться в соседние страны. С этой целью PGNiG подписала контракт с американской Cheniere Energy на поставку пробной партии СПГ, прибытие которой ожидается в начале июня.
Поскольку американский СПГ не может конкурировать с российским трубопроводным газом, необходимо ограничить поставки российского, что позволит Польше занять лидирующее положение на газовом рынке Восточной Европы. Кроме того, Вашингтон должен в доступной форме «объяснить» Брюсселю, почему следует отказаться от «Северного потока — 2». При этом используются исключительно политические аргументы, а не экономические.
УСКОЛЬЗАЮЩАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ
Польша не перерастает предпринимать меры, направленные на сокращение экспорта газа из России напрямую, минуя транзитные страны, но сама увеличивает закупки у «Газпрома».
В конце декабря PGNiG обжаловал в европейском суде решение ЕК о расширении доступа «Газпрома» к OPAL, что привело к сокращению поставок по существующему газопроводу «Северный поток» — наиболее выгодному маршруту для экспорта российского газа в Европу. Обращение в суд поддержали прибалтийские страны и Украина.
PGNiG продолжает обвинять «Газпром» в нарушении антимонопольного законодательства даже после прекращения расследования Еврокомиссией (ЕК) деятельности российской компании на рынке ЕС. Для урегулирования спорных вопросов «Газпром» пошел на ряд уступок, включая перепродажу российского газа в пределах ЕС.
Несмотря на стремление Польши к «энергетической независимости», Россия остается крупнейшим поставщиком газа в эту страну. Сейчас ежегодное потребление газа в Польше составляет около 15 млрд куб. м. В прошлом году импорт российского газа в эту страну вырос на 24% по сравнению с 2016 г. — до 11,07 млрд куб. м. Совокупный объем поставок из России, СПГ и собственной добычи превышает потребности Польши в газе.
На этом фоне проекты Baltic Pipe и расширение СПГ-терминала в Свиноуйсце выглядят блефом с целью убедить Брюссель в необходимости диверсификации поставок газа по польскому образцу и не допустить строительство «Северного потока — 2», что позволит Польше покупать и перепродавать не только американский СПГ, но и российский трубопроводный газ.
УКРАИНСКИЙ КЛИЕНТ
По данным Государственной службы статистики, в 2016 г. польские компании экспортировали на Украину 751 млн куб. м на $147 млн, включая PGNiG, объем поставок которой составил 400 млн куб. м. В этом году польские компании планируют увеличить объем экспорта газа на Украину вдвое, потеснив трейдеров из Германии и Швейцарии.
25 апреля PGNiG объявила о победе в тендере на поставку «Укртрансгазу» 218 млн куб. м — объем необходимый для эксплуатации украинской ГТС. Газ будет поставляться через компанию-посредника ERU Trading — дочерней структуры американской ERU (Energy Resources of Ukraine) corporation.
Польша получила возможность выгодно перепродать газ украинским потребителям только из-за обострения политических отношений между Киевом и Москвой.
К концу 2019 г. Варшава надеется увеличить объем поставок газа на Украину до 5-6 млрд куб. м.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Председатель правления Wintershall Марио Мерен заявил, что Польше не удалось помешать реализации проекта «Северный поток — 2». Wintershall — дочерняя структура концерна BASF и крупнейшая нефтегазовая компания Германии — готова начать строительство газопровода EUGAL, который станет продолжением «Северного потока — 2» на суше. Компания уже приступила к практической реализации проекта — заказаны материалы и оборудование, необходимые для строительства газопровода, проведены тендеры среди подрядчиков.
Попытки Польши заблокировать «Северный поток — 2» противоречат, прежде всего, интересам Германии — ведущей экономики ЕС. После строительства и запуска в эксплуатацию газопровода эта страна станет крупнейшим газовым хабом Европы, от которой будет зависеть ситуация на рынке энергоносителей и снабжение других государств. Заинтересованность германских и других европейских энергетических компаний в реализации проекта «Северный поток — 2» еще больше возросла после того, как они получили возможность перепродавать российский газ.
Свидетельством этой заинтересованности является решение партнеров «Газпрома» — Shell, OMV, Engie, Uniper Wintershall — обеспечить финансирование проекта. В настоящее время проект оценивается в 9,5 млрд евро. Каждый зарубежный партнер российской компании предоставит по 950 млн евро, что составляет 50% от общей стоимости проекта. При этом, Nord Stream 2 — компания, созданная для проектирования, строительства и эксплуатации газопровода — будет по-прежнему на 100% принадлежать «Газпрому».
Однако содействие западных компаний требуется не только в финансовой сфере. Nord Stream 2 должен получить разрешение для прокладки газопровода через территориальные воды или зону исключительных экономических интересов ряда европейских государств. Ожидается, что все разрешения будут получены в первом квартале следующего года, несмотря на противодействие со стороны Польши, прибалтийских стран и США.
Начало строительства подводной части «Северного потока — 2» должно начаться во втором квартале 2018 г. В это же время Wintershall приступит к строительству газопровода EUGAL.
Читайте недельный обзор по рынку нефти с 24.04.2017 по 30.04.2017 года здесь.
Прогноз ценовых колебаний с 1 по 5 мая — здесь.