Пока Транснефть решает проблему грязной нефти, переработчики готовятся к худшему
Транснефть спешно эвакуирует с территории Белоруссии обратно в РФ 1,3 миллиона тонн загрязненной хлорорганикой нефти Urals для восстановления поставок по трубопроводу “Дружба”, но жертвами этого плана могут стать российские НПЗ и покупатели сорта в морских портах.
Некондиционная нефть из Белоруссии будет прокачена по участкам трубопроводов Унеча-Самара и Полоцк-Ярославль и далее её планируется смешивать с чистой нефтью в региональных хранилищах, что приведет к росту содержания органических хлоридов в сырье на ряде направлений, сказали источники Рейтер.
По их мнению, содержание вредной примеси повысится, в частности, в товарных потоках нефти на НПЗ в Европейской части и на юге РФ, а также в порту Приморск, который на данный момент является единственным источником чистого Urals с содержанием хлорорганики около 1 ppm.
“Грязная нефть будет храниться и медленно разбавляться чистыми объемами, которые поступают на российские НПЗ и во все основные порты — Новороссийск, Приморск, Усть-Луга”, — сказал один из источников, знакомых с планом Транснефти.
Собеседники Рейтер отмечают, что Транснефть постарается удержать параметры органических хлоридов в рамках нового техрегламента, который вступает в силу с 1 июля и предполагает максимальное содержание вещества в объеме не более 6 частей на миллион (ppm). Сейчас этот норматив составляет не более 10 ppm.
Транснефть и Минэнерго РФ не ответили Рейтер на запросы о комментариях.
Рост содержания хлорорганики в нефти до верхней границы ГОСТа не радует большинство западных покупателей, которые привыкли к существенно более низким показателям — около 1 ppm.
“Для наших НПЗ хлориды на уровне ГОСТа представляют большую проблему”, — говорит источник в торговых кругах.
“Мы не пошли на тендер Сургутнефтегаза (на продажу Urals из Усть-Луги), так как они предлагают нефть с параметрами по ГОСТу. Нас это не устраивает, но они не смогли гарантировать, что хлорорганика будет в рамках наших требований”, — сказал трейдер.
ХЛОРОРГАНИКА ДОЙДЕТ ДО ПРИМОРСКА
В конце апреля — начале мая загрязненная нефть хлынула в Усть-Лугу, и некоторые европейские покупатели отказывались принимать некондиционные грузы. Однако в середине мая параметры Urals по хлорорганике в Усть-Луге вернулись в рамки ГОСТа, но партии из этого порта по-прежнему оцениваются со значительным дисконтом к грузам из Приморска.
Трейдеры утверждают, что покупатели неохотно берут сырьё из Усть-Луги, требуя скидки на грузы с более высокими показателями органического хлорида, чем в соседнем Приморске.
“Сейчас в Усть-Луге содержание хлорорганики в норме, но берут нефть оттуда плохо. Показатели нестабильные, хоть и в рамках ГОСТа. Кроме того, имидж испорчен, переработчики шарахаются от этой нефти”, — говорит источник на рынке Urals.
План Транснефти предполагает возврат в РФ порядка 400.000 тонн загрязненной нефти Urals из нефтепровода Унеча-Полоцк по маршруту Полоцк-Ярославль, который связан с трубопроводом БТС, ведущим в Приморск, сообщили Рейтер три источника.
Они отмечают, что при подмешивании грязной нефти в систему БТС содержание хлорорганики в сырье с отгрузкой из Приморска может увеличиться до 3-5 ppm, но даже небольшой рост может сказаться на цене сорта, а спред между грузами с перевалкой в Приморске и Усть-Луге сократится.
Если рост хлорорганики произойдет во всех экспортных потоках Urals, переработчикам будет сложно использовать сорт для разбавления объемов загрязненной нефти, оставшейся на территории Польши и Германии и на борту морских танкеров.
“Качество (в Приморске) будет другим, эту нефть нельзя будет брать для подмешивания с грязным Urals”, — считает один из собеседников Рейтер.
С другой стороны выравнивание содержания органического хлора в партиях из Приморска и Усть-Луги может привести к позитивному результату: такие изменения позволят снизить накал страстей в борьбе за право экспортировать сырье из Приморска, а не из Усть-Луги, среди российских нефтяников, полагают трейдеры.
СТОИТ РИСКОВАТЬ?
Транснефть обещала не повышать содержание органических хлоридов в нефти с отгрузкой из портов РФ выше 6 ppm, сказали два источника в российских нефтяных компаниях.
Однако европейские покупатели, несмотря на обещания трубопроводной компании, опасаются резких скачков качества Urals из-за процесса смешивания грязного и чистого потоков.
“ГОСТ и устные заявления Транснефти — это хорошо, но что будет, если что-то не так смешают? Например, мы рассчитываем на 1-3 ppm, а получаем 10 ppm. Проверить мы это сможем только после погрузки на танкер. Это постоянные риски и головная боль”, — сказал крупный покупатель российской нефти в Европе.
ОБРАТНО В САМАРУ
Вытесняемая из белорусских трубопроводов Унеча-Мозырь и Мозырь-Адамова Застава загрязнённая нефть будет прокачена по российскому трубопроводу “Дружба-2” в направлении самарского узла дочернего предприятия Транснефти — Транснефть-Приволга.
Источники Рейтер утверждают, что технический план Транснефти предполагает разделить бремя проблем по переработке зараженной нефти между всеми участниками рынка.
“Все НПЗ (в западной части РФ) будут в одинаковых условиях, такая нефть будет поставляться не только на самарскую группу, но и на центральную группу заводов”, — говорит один из собеседников Рейтер.
“Грязная нефть на Самаре будет подмешиваться к чистому потоку и распределяться между Новороссийском и российскими НПЗ”, — добавляет другой источник.
На территории площадки “Самара” находятся нефтеперекачивающие станции (НПС) Самара-1 и Самара-2, станция смешения нефти и резервуарный парк общим объемом 1,6 миллиона кубометров, сообщается на сайте Транснефти.
По подсчетам Рейтер, Транснефти придется разместить на площадке Самара около 0,8 миллиона тонн загрязненной нефти для последующего подмешивания в потоки чистого сырья.
Для очистки резервуарных парков Транснефти от зараженной нефти потребуется вовлечение в процесс десятков миллионов тонн чистого сырья, а процесс может растянуться на много месяцев, утверждают собеседники Рейтер.
ДОРОГО И ДОЛГО
Ранее Tранснефть сообщала о планах эвакуировать зараженную нефть из системы “Дружба” в порт Новороссийск по железной дороге, но, вероятно, этот вариант не станет основным из-за невысокой пропускной способности эстакады на станции Жеча в Брянской области и высоких транспортных издержек.
По данным железнодорожной статистики, в мае со станции Жеча в направлении Новороссийска было отгружено 80.000 тонн нефти с высокими показателями органического хлора.
План поставок грязной нефти из Жечи на июнь составляет пока всего 40.000 тонн, говорят источники. По их словам, разгрузка загрязненной нефти и подмешивание к чистой заняло больше времени, чем ожидалось, что привело к пересмотру плана.
РФ с мая начала поставки загрязненной нефти железнодорожным транспортом в порт Новороссийска, где она смешивается с чистым сырьём и отгружается на экспорт в составе морских партий. Это привело к повышению уровня хлорорганики в экспортируемой нефти, однако этот показатель остается в пределах ГОСТа.
Ежедневный прогноз ценовых колебаний на 5 июня 2019