Подключение Хабаровского НПЗ к нефтепродуктопроводу ВСТО не решит проблему дефицита топлива на Дальнем Востоке

Строительство отвода ВСТО к Хабаровскому нефтеперерабатывающему заводу не решит проблему обеспеченности Дальнего Востока топливными ресурсами, заявил на пресс-конференции руководитель пресс-службы Группы «Альянс» Андрей Румянцев. По его словам, сегодня проблемы топливного дефицита и высоких цен в регионе обусловлены, во-первых, дороговизной транспортировки нефти на региональный рынок, во-вторых – высокой себестоимостью сырья для нефтепереработки. Нефтедобытчикам приходится продавать бензин по цене ниже рыночной, что влечет убытки и не может привлечь на рынок новых игроков, утверждает господин Румянцев.
В подтверждение правильности своих расчетов в «Альянсе» приводят данные независимой экспертизы по четырем субъектам: Амурской области, ЕАО, Хабаровскому и Приморскому краям. Потребность рынка бензина в четырех субъектах оценивается в 1,2 млн т. В 2011 году 53-54% рынка обеспечивала «Роснефть» (поставляя нефтепродукты с Комсомольского и Ангарского НПЗ), и Андрей Румянцев не исключил рост доли конкурентов «Альянса» по итогам 2012 года. Пока НК «Альянс» заполняет рынок на треть. В сумме продукция Комсомольского НПЗ «Роснефти» и Хабаровского НПЗ «Альянса» составляет 800 тыс. т бензина. Оставшиеся 400 тыс. т — потенциальный дефицит. Реальным он не становится благодаря поставкам «Роснефтью» бензина с НПЗ в Ангарске и работе независимых трейдеров, закупающих продукцию за пределами Дальнего Востока. В свою очередь, нефтяники обосновывают сокращение поставок независимым трейдерам нехваткой топлива для собственной розничной сети.
По словам Андрея Румянцева, подключение ХНПЗ к ВСТО позволит в 2014 году поставлять на Дальний Восток по нефтепроводу 2 млн т сырья в год, к 2015 году — 5 млн т. Прибавка продуктов нефтепереработки после модернизации ХНПЗ составит 100 тыс. т, и закрыть дефицит в 400 тыс. т не представляется возможным, так утверждает господин Румянцев. «Постройка ВСТО при прочих равных уменьшит наши расходы на доставку. Но к 2015 году, когда мы окупим расходы на подключение к ВСТО, могут вырасти налоговые отчисления, инфляция, стоимость нефти и прочие факторы»,— предположил представитель «Альянса».
Тем временем независимые операторы Хабаровского края говорят о растущем дефиците и утверждают, что с августа НК «Альянс» не продает им топливо. Как заявили сразу несколько трейдеров, пожелавших остаться анонимными, они уже остановили до половины своих АЗС. Однако, по словам заместителя руководителя Хабаровского УФАС Елены Гуринович, жалобы в антимонопольную службу поступили только от нефтетрейдеров Комсомольска-на-Амуре. Анализ информации займет около месяца, сообщила она.
По данным НК «Альянс» за октябрь, литр нефти стоит компании 10,7 руб. Сумма транспортных расходов равна 4,5 руб./л. Переработка литра нефти на ХНПЗ добавляет 2,13 руб. Расходы на реализацию составляют 3,46 руб./л, акциз установлен в размере 6,21 руб./л, НДС увеличивает цену на 4,79 руб. Розничная цена бензина Регуляр-92 на АЗС должна равняться 31,79 руб./л. Нынешняя цена — 31,4 руб., на каждом литре предприятие несет убытки в размере 0,39 руб., утверждают в «Альянсе». Во Владивостоке, по данным Приморскстата по состоянию на 22 октября, средняя цена бензина составила: марки АИ-92 — 31,34 руб., АИ-95 — 33,39 руб., дизельного топлива — 31,91 руб. за литр, пишет КоммерсантЪ.
Ведущий аналитик «Альпари» Михаил Крылов приводит следующие выкладки: перекачка 5 млн т по китайской цене обойдется в 48,4 руб. за литр. При цене транзита на 80% ниже экспортной со стоимостью перегонки в пределах 25 центов за литр себестоимость бензина для НПЗ на выходе может составить в течение полугода 31,9 руб./л. При закупочной цене «черного золота» $10 себестоимость нефти в литре бензина достигает 15 руб. Транспортная маржа в один рубль дает порядка 33 руб. за литр, и на эту цену компании ориентируются уже сейчас. «От дальнейшего роста цен может спасти снижение себестоимости за счет эффекта масштаба и диверсификация поставок, когда спрос сверх возможностей НПЗ удовлетворяется транзитом по железной дороге и крупным речным артериям»,— утверждает эксперт.
По его словам, «Роснефть» и «Альянс» делят между собой две трети рынка, потребности которого, впрочем, в четыре раза меньше потенциальных возможностей одного ХНПЗ (по завершении программы реконструкции завод в 2013 году предполагает производить до 1,8 млн т дизтоплива, авиакеросина и автомобильного бензина). Так что развитие нефтепереработки создает возможность не только для роста экономики региона, но и для поставок на экспорт, поясняет эксперт. Но текущие убытки «Альянса» создают предпосылку для продажи ее нефтяного бизнеса на Дальнем Востоке. «Скорее всего, нефтяная экономика ДФО консолидируется на базе более крупной „Роснефти“. Стороны уже давно говорят о сделке по Хабаровскому НПЗ. Судя по тому, что „Альянс“ уже поделился активами в Приуралье, распродажа только начинается и весь вопрос в цене»,— утверждает Михаил Крылов. Он не исключает, что доля НК на региональном рынке снизится весьма ощутимо.

_____________________________________________________________________________________

Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.

_____________________________________________________________________________________

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
WSJ: американский бизнесмен хочет купить подорванный «Северный поток — 2» (Видео)
Возможность купить «Северный поток-2» может появится в случае банкротства его оператора Nord Stream 2 AG.
Меркель: «Северные потоки» были нужны экономике Германии
Меркель объяснила, почему не остановила строительство «Северных потоков»